Цели урока:
обучающая – обобщение и систематизация знаний по темам « Сравнение
дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
развивающая – развитие математической речи учащихся при проговаривании
правил, развитие внимания (при заполнении таблицы),
развитие исследовательских навыков;
воспитательная – развитие коммуникативных способностей (консультанты),
воспитание чувства товарищества.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока:смешанный (разные формы работы: беседа, устная фронтальная
работа, индивидуальная работа с учащимися, выполнение задания с
элементом исследования, самостоятельная работа).
Методы обучения:практические, поисковые.
Формы работы:индивидуальная, групповая.
Оборудование: работа с интерактивной доской.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие.
1) (на интерактивной доске записана дробь и стихотворение с
пропусками)
Каждый может за версту
Видеть дробную ……….
Над чертой ……… . Знайте!
Под чертою…………. .
Дробь такую непременно
Надо звать ……………. .
Фронтальное задание: Ребята! Давайте дружно вместе прочитаем стихотворение, вставляя пропущенные слова (черту, числитель, знаменатель, обыкновенной).
2) Постановка цели, задач урока.
(на интерактивной доске записать ряд чисел)
189, 1,
? Фронтальная беседа по вопросам:
- Что вы видите в этой записи? (числа)
- Какие числа?
- Какие действия вы учились выполнять с натуральными
числами, начиная с первого класса?
- Выберите из этой записи дробные числа и назовите их.
- Какие действия вы уже научились выполнять с дробными числами?
Далее акцентируется внимание на последнем ответе: действия сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, сравнение дробей с одинаковыми числителями, сложение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с разными знаменателями и формируется цель урока: повторить и закрепить материал по темам «Сравнение дробей» и «Сложение обыкновенных дробей».
II. Актуализация знаний.
(1) Индивидуальные задания для слабых учащихся (карточки - консультанты):
1) повтори правило на стр.156, 157.
2) а) сократи дроби:
б) приведи дроби к знаменателю 30: .
3) выполни действия с дробями:
а) ;
б)
в) ;
г) (выдели целую часть в полученном ответе).
4) выполни действия: а) б) 1+
в)
(2) Устные упражнения для остальных учащихся класса:
1) Каждый ученик одного ряда просчитывает свою цепочку вычислений и тот, кто получит ответ первым, может выйти и записать свои результаты
1 ряд 2 ряд 3 ряд
DEFINED()
Ответы: а) 1; б) 2; в) 3.
2)найдите закономерность и заполните таблицу (1 мин. на размышление)
|
|
* |
|
|
* |
|
|
|
* |
1 |
1 |
1 |
* |
1 |
(при проверке данного задания – вопрос: какая закономерность?
Докажите, что эта закономерность выполняется и в четвёртом столбце)
3)Найди ошибку! И запиши номера неверных сравнений на черновик крупными цифрами, затее свою запись молча поднять вверх по просьбе учителя:
( Ваш верный ответ 2, 5)
III. Отработка умений и навыков
1) Выполните действия (сначала все учащиеся работают самостоятельно, затем один ученик зачитывает свои ответы и каждое задание комментирует:
а) б)
в)
(Одновременно два сильных ученика проверяют работавших индивидуально)
IV. Из истории математики
Изображение дробей в Древнем Египте В Древнем Китае вместо черты использовали точку: Первым дробную черту ввёлитальянский математик Леонардо Пизанский(Фибоначчи) в 1202 году
В старых записях найдены такие названия дробей: половина, полтина; четь; треть; полчеть; полтреть.
IV. Самостоятельная работа (7-8 мин.) с последующей самопроверкой
(ответы заранее записаны на доске и закрыты таблицей)
Вариант 1 Вариант 2
Выполните действия: (3 балла)
а) б) 1+
в)
а)
б)
в) 1+
Сравните дроби: (вместо звёздочки поставьте нужный знак)
(1 балл)
а) б)
а)
б)
Решите уравнение: (1 балл)
V. Подведение итогов урока:
Выставление оценок; Подводится итог урока, ученики высказывают свое мнение об уроке.
VI. Домашнее задание: Повторить все правила.