Инструкция по ПГК
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящая инструкция определяет действия и основные функции представителя Министерства образования и науки РК (далее – представитель Министерства), пунктов проведения единого национального тестирования (далее - ППЕНТ), членов государственной комиссии (далее - ГК), администрации школы, ответственного районного (городского) отдела образования (далее - РОО или ГОО) и дежурного по аудитории (далее - дежурный) по организации и проведению промежуточного государственного контроля в организациях среднего образования (далее – ПГК).
2. В своей деятельности по организации и проведению ПГК вышеуказанные лица должны руководствоваться ГОСО РК «Технология проведения промежуточного государственного контроля в организациях, среднего общего образования», утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 марта 2005 года № 77, Правилами организации и проведения промежуточного государственного контроля в организациях образования Республики Казахстан, утвержденным приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года № 561, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 декабря 2007 года № 5033, настоящей Инструкцией и другими нормативными документами Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН РК).
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПГК
3.ПГК в организациях среднего образования проводится по следующей схеме:
1) администрация школы формирует сведения об учащихся по форме П-1, утверждает их в РОО (ГОО) и предоставляет в ППЕНТ, за которым закреплена школа;
2) Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования (далее - НЦГСОТ) в установленные сроки готовит материалы тестирования и обеспечивает их доставку в областные департаменты образования;
3) областные департаменты образования обеспечивают доставку материалов тестирования в место проведения ПГК;
4) администрация школы обеспечивает подготовку аудиторий (классов) к проведению ПГК;
5) представитель Министерства направляется в школу с материалами тестирования за день до начала проведения ПГК;
6) ПГК проводится в сроки, установленные Министерством;
7) процесс проведения ПГК контролируется ГК и представителем Министерства;
8) после окончания ПГК все опечатанные материалы тестирования в специальном пакете (Интервоид) доставляются представителем Министерства в ППЕНТ для проведения обработки результатов ПГК;
9) сканирование листов ответов учащихся производится ведущим специалистом ППЕНТ под контролем представителя Министерства;
10) после окончания сканирования листов ответов представитель Министерства получает от НЦГСОТ по телекоммуникационной сети коды правильных ответов;
11) после обработки результатов выдается ведомость ПГК по каждой школе в 4-х экземплярах (для администрации школы, РОО или ГОО, представителя Министерства и ППЕНТ);
12) результаты ПГК по телекоммуникационной сети отправляются в НЦГСОТ.
3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
4. Функции администрации школ:
проведение разъяснительной работы по проведению ПГК с учащимися;
предоставление списка учащихся по Форме П-1 в РОО (ГОО) на утверждение;
проведение обучения учащихся 4-х и 9-х классов по заполнению материалов тестирования;
обеспечение доставки необходимой документации в ППЕНТ;
получает от ППЕНТ справочные материалы (справочник школ, районов, областей, национальностей);
утверждение списка кандидатур дежурных по аудиториям и коридорам;
обеспечение явки всех учащихся на тестирование;
подготовка аудитории для проведения тестирования.
5. Функции Представителя Министерства:
доставка экзаменационных материалов тестирования в школы;
проверка готовности аудиторий;
проведение инструктажа дежурных по проведению тестирования;
контроль и управление процессом тестирования;
выдача и прием экзаменационных материалов по каждой аудитории от дежурных;
доставка материалов тестирования в ППЕНТ для обработки;
контроль за процессом сканирования листов ответов;
контроль приема и передачи данных по телекоммуникационной сети с НЦГСОТ.
6. Функции дежурного по аудитории:
проверка готовности аудиторий к тестированию;
осуществление запуска учащихся в аудитории;
рассаживание учащихся по местам;
получение материалов тестирования от представителя Министерства;
раздача и разъяснение правил заполнения материалов тестирования;
контроль по заполнению листов ответов и титульного листа книжек-вопросников;
прием от учащихся материалов тестирования после окончания процедуры, складывает в пакет «Интервоид», который находится в коробке и сдает их представителю Министерства по акту;
обеспечение соблюдения технологии и порядка в аудитории.
4. СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ УЧАЩИХСЯ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЯ В ПГК7. База данных учащихся формируется из следующих данных учащихся, которые вносятся в лист ответов во время тестирования:
• «Фамилия»;
• «Имя»;
• «Пол»;
• «Год рождения»;
• «Национальность» - заполняется согласно Справочнику национальностей;
• «Класс»;
• «Вариант»;
• «Поля ответов».
8. По окончании тестирования производится сканирование листов ответов, все данные автоматически заносятся в БДУ.
5. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ9. Для проведения ПГК в организациях среднего образования выполняются следующие подготовительные мероприятия:
подготовка аудиторий (наличие доски, мела, часов);
определение рабочего места для ГК и представителя Министерства;
ознакомление учащихся с правилами поведения на тестировании;
проведение практических занятий с учащимися принимающие участия в ПГК по заполнению листов ответов;
инструктаж дежурных по аудиториям.
10. НЦГСОТ готовит для ПГК следующие материалы тестирования:
книжки-вопросники для 4 и 9 классов;
листы ответов для 4 и 9-классов.
11. Материалы упаковываются по школам в соответствии с количеством учащихся.
12. Правила поведения учащегося на тестировании:
нельзя пересаживаться с места на место;
нельзя открывать без разрешения дежурного материалы тестирования;
нельзя производить обмен материалами тестирования с другими учащимися;
нельзя пользоваться калькулятором, справочной литературой (кроме таблицы Менделеева и таблицы растворимости солей), электронными записными книжками, корректирующими жидкостями и средствами связи;
нельзя переговариваться и списывать у других учащихся, пользоваться шпаргалкой и др;
нельзя выходить из аудитории без разрешения дежурного и представителя Министерства.
6. РАБОТА С МАТЕРИАЛАМИ ТЕСТИРОВАНИЯ13. В первую очередь учащимся 4 и 9 классов раздаются только листы ответов. После раздачи дежурный объясняет принцип их заполнения. Бланк заполняется шариковой ручкой, черной пастой.
14. Порядок заполнения бланка листа ответов:
1) В секторе «Тегі-Фамилия», в пустые верхние клеточки по горизонтали заполняется фамилия учащегося печатными буквами. Под каждой буквой фамилии учащегося закрашиваются кружки, соответствующие буквам, обозначенным в клетках. Сектор «Аты-Имя» заполняется в том же порядке. Например:
2) В секторе «Жынысы-Пол» закрашивается кружок, соответствующий полу учащегося.
3) В секторе «Туған жылы-Год рождения» закрашиваются кружки последних двух цифр года рождения учащегося.
4) В секторе «Ұлты-Национальность» закрашиваются кружки цифрового обозначения национальности учащегося в соответствии со справочником национальностей. Например: 01 – казах, 02 – русский и т.д.
5) В секторе «Мектептің атауы-Название школы» заполняется печатными буквами название школы и класс.
6) В сектор «Нұсқа-Вариант» учащийся переписывает номер варианта с книжки-вопросника. Сектор заполняется после раздачи книжек-вопросников.
На доске дежурный должен написать код национальностей.
Мектеп атауы-Название школы
7) Для учащихся 4-классов ПГК проводится по одному предмету. В секторе «Родной язык» закрашивают ответы заданий по родному языку. Количество тестовых заданий по родному языку 20.
Для учащихся 9-классов ПГК проводится по трем предметам: Казахский (русский) язык, иностранный язык, гегорафия. В секторе «Қазақ тілі - Русский язык» закрашиваются ответы заданий по казахскому (русскому) языку. В секторе «Шет тілі - Иностранный язык» закрашиваются ответы заданий по иностранному языку. Указывается соответствующий кружок иностранного языка (английский, немецкий, французский). В секторе «География» закрашиваются ответы заданий по географии. Количество тестовых заданий по каждому предмету 30.
8) Каждое задание требует выбора единственно правильного ответа из четырех предложенных вариантов ответов для 4-х классов, из пяти предложенных вариантов ответов для 9-х классов. При закрашивании двух или более ответов одного задания, ответ не засчитывается. Выбранный ответ нужно отмечать путем полного закрашивания соответствующего кружка на секторе данного предмета. Образец заполнения секторов ответов по предметам:
9) В секторе «Қолтаңба-Подпись» ставится подпись учащегося.
15. При ошибочном заполнении данных листа ответов, другой не выдается.
16. После заполнения служебных полей листов ответов раздаются книжки-вопросники. Учащийся заносит номер варианта с книжки-вопросника на лист ответа. После раздачи книжек-вопросников титульный лист заполняется учащимися. Все данные вносятся печатными буквами.
7. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
17. До начала тестирования представитель Министерства проверяет готовность аудиторий к тестированию, распределяет дежурных по аудиториям и выдает материалы тестирования по акту (Форма П-3).
18. Учащиеся запускаются в аудиторию по одному. Дежурный следит за тем, чтобы сумки, книги и другие посторонние предметы были оставлены у входа внутри аудитории. Коробка с материалами тестирования вскрывается при участии ГК.
19. Книжки-вопросники раздаются так, чтобы не было одинакового варианта у рядом сидящих.
20. После окончательного заполнения служебных секторов, дежурный записывает на доске время начала и окончания тестирования. С этого времени прекращаются все вопросы и объяснения. Время тестирования для учащихся 4-классов – 45 минут, а для 9-классов 2 часа 15 минут (45 минут на каждый предмет). Раздача книжек-вопросников и заполнение служебных секторов не входит в чистое время, отведенное для тестирования.
21. Дежурный не покидает аудиторию во время тестирования и контролирует соблюдение правил поведения учащимся на тестировании. В аудиториях необходимо напоминать учащимся о времени каждые 30 минут.
Во время тестирования вход в аудиторию посторонних лиц строго запрещается. В аудиторию может входить только представитель Министерства и председатель ГК.
22.После окончания тестирования материалы тестирования: лист ответов и книжка-вопросник принимаются отдельно от каждого учащегося, он может сдать их дежурному по мере завершения ответа или по истечении времени тестирования. Дежурный проверяет заполнение учащимся всех служебных секторов листа ответов и титульного листа книжки-вопросника.
Дежурный после принятия материалов тестирования у всех учащихся сдает по акту представителю Министерства.
http://verhovtseva.ucoz.ru/index/testy_on_line/0-84 сайт с онлайн-тестами по подготовке к ПГК
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГОВ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СДАЧИ ПГК
Позади период подготовки. Не пожалей 2-3 минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмичном дыхании, аутогенной тренировке. Подыши и успокойся. Вот и хорошо!
Будь внимателен!В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию. От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов.
Соблюдай правила поведения на экзамене!Не выкрикивай с места, если хочешь задать вопрос, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания задания, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с текстопакетом (опечатки, непропечатанные буквы и т. д.)
Сосредоточься!После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время. Торопись не спеша!
Не бойся!Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого!Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай!Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца!Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в своем воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании!Когда ты видишь новое задание, забудь все то, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применял в одном, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании. Думай только о том, что каждое задание - это шанс набрать баллы.
Исключай!Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном или двух вариантах, а не на всех пяти.
Запланируй два круга!Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай!Если не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой - то ответ другим, то интуиции стоит доверять!
Проверяй!Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся!Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Удачи тебе!
Рекомендации по поведению до и в момент тестирования
1. За день до начала тестирования постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем тестировании.
2. Перед тестированием обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен».
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их, не спеша, несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
Как действовать во время тестирования:
• В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
• Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «а» и «д». Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
• Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком «Отмена ошибочных меток». Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений – не больше шести.
• В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно информируют.
• При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Для более успешного выполнения тестирования:
• Необходимо пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
• Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать)
• Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
• Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
• Необходимо сосредоточиться! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более четко и ясно, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот же совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Психологические рекомендации
Уважаемые родители!
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Существуют ложные способы, так типичными для родителей для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
• Забыть о прошлых неудачах ребенка,
• Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
• Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
• Опираться на сильные стороны ребенка,
• Избегать подчеркивания промахов ребенка,
• Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
• Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
• Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,
• Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Памятка «Как готовиться к ПГК/ЕНТ»
Как подготовиться психологически
— Начинай готовиться к ПГК/ЕНТ заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к ПГК/ЕНТ увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Выполни два любых упражнения:
— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня
Раздели день на три части:
— готовься к ПГК/ЕНТ 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе — 8 часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание
Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед ПГК/ЕНТ не следует наедаться.
Место для занятий
Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Как запомнить большое количество материала
Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед ПГК/ЕНТ просмотри листочки с кратким планом ответа.
Некоторые закономерности запоминания
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!