http://adilet.zan.kz/rus/docs/V070005036_
В соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и для осуществления руководства и координации учебно-методической работы ПРИКАЗЫВАЮ :
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы. Сноска. Пункт 1 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
2. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 ноября 2004 года N 946 "Об утверждении Правил организации учебно-методической работы в организациях образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 15 декабря 2004 года N 3282, опубликованный в "Юридической газете" от 21 октября 2005 года N 195-196 (929-930)).
3. Департаменту высшего и послевузовского образования (Омирбаев С.М.) представить настоящий приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Шамшидинову К.Н.
Министр
Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 г. N 583
Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы
Сноска. Наименование в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Исключен приказом и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
2. Настоящие Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы (далее - Правила) определяют порядок организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего, образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего, профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования. Сноска. Пункт 2 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
3. В Правилах используются следующие основные понятия: методист - педагогический работник организации образования (кроме высших учебных заведений), выполняющий учебно-методическую, научно-методическую работу; методический (учебно-методический, научно-методический) совет - форма коллегиального управления учебно-методической работой организации образования; методический кабинет - структурное подразделение организации образования, областного (городского) департамента образования по руководству научной и учебно-методической работой; заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе - должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую работу организации образования; научно-методическая работа - это многоуровневая, многофункциональная система совместной деятельности руководителей, педагогов и структурных подразделений организаций образования, способствующая обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного процесса; учебно-методическое управление (центр, кафедра, отдел, кабинет) - структурные подразделения, осуществляющие учебно-методическую работу в организациях образования; учебно-методические объединения - объединения субъектов образовательного процесса по отраслевому (группам специальностей, предметов) признаку для внесения предложений и рекомендаций по реализации образовательных учебных программ различных уровней; учебно-методическая работа - это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей. Сноска. Пункт 3 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
4. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляется в целях интеграции науки и образования, обеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса, разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечения повышения квалификации педагогических работников в организациях образования и соответствующей инфраструктуре. Сноска. Пункт 4 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
5. Задачами учебно-методической и научно-методической работы являются: научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ; разработка, внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса; развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива. Руководство учебно-методической и научно-методической работой возлагается: в организациях начального, основного среднего и общего среднего образования на методические кабинеты районных (городских) отделов образования; в организациях технического и профессионального, послесреднего образования на методические кабинеты областных (городских) департаментов образования; в высших учебных заведениях на структурные подразделения. Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
6. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Государственными общеобязательными стандартами образования соответствующих уровней образования, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 и настоящими Правилами. Сноска. Пункт 6 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
2. Содержание учебно-методической и научно-методической работы
Сноска. Наименование главы в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
7. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования включает следующие направления: 1) овладение теоретическими, методологическими основами наук, достижениями педагогики и психологии, эффективными методиками, формирующими мировоззрение, умение и навыки самостоятельной работы, самообразования, развивающими умственную, познавательную активность; 2) ознакомление с нормативными документами в области образования; 3) изучение и творческое освоение разнообразных форм и методов преподавания, внеклассной, внешкольной предметной и воспитательной работы; 4) ознакомление с лучшим, новаторским опытом и творческим использованием его идей, функциями и прогрессивными идеями менеджмента, инновациями; 5) подготовка и проведение разнообразных форм методической и научно-методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи педагогу на выявление научного потенциала учащихся (участие в Республиканских, международных олимпиадах и конкурсах); 6) анализ качества преподавания, уровня достижений обучения, воспитания учащихся; 7) участие в процедуре аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц; 8) разработка методической и научно-методической продукции. Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
8. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего образования включает следующие направления: 1) организация изучения, анализ и реализация нормативных правовых документов, рекомендаций органов управления образованием; учебно-программной документации, внесение предложений по их совершенствованию; 2) организация изучения новых учебных программ и предложений по их внедрению в учебный процесс; 3) внесение предложений по внесению изменений в стандарты и учебные программы с учетом требований рынка труда; 4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля, анализ качества знаний, навыков и умений учащихся и разработка предложений по улучшению результатов; 5) организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении учебных занятий, разработке учебно-методических, научно-методических материалов и внеурочных мероприятий; 6) организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение, отбор и внедрение в практику работы достижений науки и техники, передового опыта в учебно-воспитательной работе и новых технологий обучения; 7) организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по специальностям и профессиям, тематических, научных, научно-методических семинаров, конференций и научно-методических совещаний; 8) организация обзоров педагогической, научной, методической литературы, рефератов, докладов, методических разработок и пособий, технических средств обучения и электронно-вычислительной техники; 9) совершенствование работы по педагогике сотрудничества, самоуправлению, привлечению обучающихся к улучшению учебно-воспитательного процесса и к более широкому использованию эффективных форм организации труда, взаимопроверки и взаимопомощи. Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
9. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования включает следующие направления: 1) проведение мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта и информатизации образования; 2) анализ влияния организации учебно-методической и научно-методической работы на текущую успеваемость обучающихся; 3) разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся; 4) разработка методического обеспечения работы по ежегодному формированию контингента обучающихся с учетом профиля, уровня подготовки и возможностей; 5) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и научно-методическими методическими разработками; 6) организация перспективного планирования образовательного процесса с учетом демографической, экономической и отраслевой ситуации по регионам и в целом по стране; 7) разработка и внедрение учебно-методической и научно-методической документации по новым технологиям обучения, в том числе по кредитной и дистанционным образовательным технологиям; 8) разработка и участие в конкурсах научных проектов, научно-методических разработок и внедрение их результатов в производство, в учебный процесс; 9) организация маркетинговых исследований с целью создания базы данных для прогноза потребности в специалистах по существующим и перспективным направлениям подготовки; 10) разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения; 11) экспертиза учебников, учебных, учебно-методических пособий, диссертаций, монографий, научных статей, научно-методических разработок, проектов; 12) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и научно-методическими разработками; 13) внесение предложений по унификации учебных программ по родственным специальностям; 14) внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых документов, классификатора специальностей высшего и послевузовского образования, государственных общеобязательных стандартов образования; 15) внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и научно-методических, дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем; 16) разработка рабочих учебных программ, участие в подготовке проектов типовых учебных программ; 17) экспертиза рабочих учебных планов и рабочих учебных программ с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования; 18) разработка учебников, учебно-методических и научно-методических комплексов, учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов; 19) разработка и внедрение учебно-методической и научно-методической документации по новым технологиям обучения; 20) анализ качества преподавания, уровня учебных достижений обучающихся; 21) организация и проведение тематических научных, научно-методических семинаров, конференций, вебинаров, совещаний по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы; 22) организация, координация, анализ содержания и формы научно-исследовательской, научно-методической работы студентов, магистрантов, докторантов; 23) организация и проведение тематических научных, научно-методических семинаров, конференций, вебинаров, совещаний по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы; 24) разработка и участие в конкурсах научных проектов, научно-методических разработок и внедрение их результатов в производство, в учебный процесс; 25) организация и осуществление подготовки магистрантов, докторов философии по специальностям; 26) экспертиза учебников, учебных, учебно-методических пособий, диссертаций, монографий, научных статей, научно-методических разработок, проектов. Сноска. Пункт 9 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
3. Порядок организации учебно-методической и научно-методической работы в структурных подразделениях
Сноска. Наименование главы в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
10. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляются во всех структурных подразделениях, реализующих, координирующих учебный процесс, образовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования (методических объединениях, методических предметных и цикловых комиссиях, кафедрах, отделениях, факультетах, институтах), в организациях, где методическая работа является основным видом деятельности (республиканский, областные, районные, городские методические кабинеты), в структурных подразделениях по учебно-методической работе (учебно-методические отделы, управления, центры, кабинеты). Сноска. Пункт 10 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
11. Структурные подразделения осуществляют учебно-методическую и научно-методическую работу на основе настоящих Правил и положения, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом организации образования. Сноска. Пункт 11 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
12. Работниками структурных подразделений по учебно-методической и научно-методической работе являются методисты, количество которых устанавливается советом организации образования, исходя из набора специальностей, специализаций данного вуза, а также численности обучающихся и преподавателей. Сноска. Пункт 12 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
13. Структурные подразделения осуществляют следующую учебно-методическую и научно-методическую работу: 1) руководство учебно-методической и научно-методической работой кафедр, отделений, факультетов, институтов; 2) экспертиза нормативных правовых документов по учебно-методической и научно-методической работе и рекомендация их для рассмотрения методическими (научно-методическими, научно-техническими) советами; 3) анализ состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы и выработка рекомендаций по их совершенствованию; 4) анализ и рекомендация к публикации и распространению учебно-методической и научно-методической продукции. Сноска. Пункт 13 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
14. Непосредственное руководство учебно-методической и научно-методической работой организации образования осуществляет заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической и научно-методической) работе. Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений осуществляют выборные представительные органы: методические советы (учебно-методический, научно-методический) соответствующих подразделений. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия методического совета структурного подразделения определяются советом организации образования. Сноска. Пункт 14 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
15. Формами коллективной методической работы являются предметные и цикловые комиссии, кафедры, школы передового опыта, инструктивно-методические совещания, семинары, лектории, практикумы и конференции.
16. Методические предметные и цикловые комиссии в организациях технического и профессионального образования создаются при наличии трех преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, предметов, включая мастеров производственного обучения по специальностям. Кафедры в организациях послесреднего образования создаются при наличии трех преподавателей профессиональных, социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. При недостаточном количестве преподавателей для образования методической комиссии руководство организации образования должно организовать их участие в работе комиссий, объединяющих педагогических работников соответствующих дисциплин (специальностей, профессий) из нескольких организаций образования районов, городов.
17. Руководство методическими комиссиями в организациях технического и профессионального образования осуществляют председатели, избранные из числа наиболее опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, в организациях послесреднего образования - заведующие кафедрами. К работе методических комиссий, кафедр могут привлекаться научные и педагогические сотрудники научных учреждений, специалисты предприятий.
18. Учебно-методическая документация разрабатывается соответствующими структурными подразделениями организаций образования, проходит обсуждение в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования и после получения их положительного заключения утверждается руководителем, заместителем руководителя по учебной, учебно-методической работе организации образования.
19. Структурные подразделения организаций образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами, типовыми учебными планами разрабатывают рабочие учебные планы, которые рассматриваются соответствующими методическими комиссиями, кафедрами, советами структурных подразделений (институтов, факультетов, отделений), структурными подразделениями по учебно-методической и научно-методической работе и после получения положительного заключения во всех соответствующих методических советах утверждаются руководителем организации образования. Сноска. Пункт 19 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
20. Рабочие учебные программы и поурочные планы разрабатываются преподавателями в соответствии с типовой учебной программой, рассматриваются методическим советом структурного подразделения, организации образования и утверждается заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.
21. Методические указания и рекомендации разрабатываются преподавателями организации образования. После обсуждения и получения положительного заключения в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования, утверждаются заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.
22. Методический кабинет областного (городского) департамента образования координирует учебно-методическую работу организаций технического и профессионального, послесреднего образования и учебно-методических объединений.
4. Объединения по учебно-методической и научно-методической работе
Сноска. Наименование главы в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).
23. Интересы субъектов образовательного процесса, касающиеся учебно-методической работы могут представлять их объединения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
24. Учебно-методические объединения создаются на добровольных началах по отраслевому (группам специальностей, дисциплин) признаку. В них входят представители организаций образования, работодателей и социальных партнеров.
25. В организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования школьные и межшкольные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей 1-4 классов, классных руководителей, воспитателей дошкольных учреждений, школ-интернатов. Заседания проводится один раз в четверть или по мере необходимости.
26. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования создаются при наличии в школе не менее 3-х учителей одного предмета.
27. Районные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных организации образования, школ-интернатов, школьных библиотекарей с периодичностью заседаний два-три раза в год.
28. При наличии малокомплектных школ с совмещенными классами в районе создаются методические объединения учителей таких классов.
29. План работы методического объединения составляются на год и утверждается руководителем организаций образования на основе результатов системы диагностики, анализа, контроля и задач дифференциации и индивидуализации работы по повышению квалификации работников образования.
30. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования возглавляет руководитель, избираемый (назначаемый) сроком на 1 год из числа наиболее подготовленных, творчески работающих педагогов. Руководители межшкольных объединений назначаются районным (городским) отделом образования.
31. Непосредственное руководство методической работой осуществляют заместители руководителя согласно курируемых предметов и направлений деятельности и руководители методических объединений.
32. Для руководства и координации работы методических объединениий может создаваться методический совет, не дублирующий по содержанию работу педагогического совета.
33. Учебно-методические объединения организаций технического и профессионального образования, послесреднего образования создаются по отраслевому признаку и осуществляют деятельность по следующим направлениям: 1) проведение работы по подготовке государственных общеобязательных стандартов по специальностям технического и профессионального образования, послесреднего образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ, учебно-методических пособий, учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников; 2) организация и проведение конференций, семинаров по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования; 3) организация разработки учебно-методических пособий по учебным дисциплинам технического и профессионального образования, послесреднего образования; 4) разработка предложений и методических рекомендаций по внедрению современных технологий обучения, контроля знаний и информатизации учебного процесса; 5) изучение опыта организации деятельности учебно-методической работы в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования и подготовки предложений по ее совершенствованию; 6) обобщение опыта организации научно-технического творчества обучающихся, организация и проведение конкурсов на лучшие курсовые и дипломные проекты, профессионального мастерства по специальностям; 7) внесение предложений для участия в международных, республиканских конференциях и прохождения стажировок преподавателей организаций образования по родственным профессиям и специальностям в республике, странах СНГ и дальнего зарубежья; 8) разработка рекомендации по организации профориентационной работы среди молодежи и незанятого населения; 9) участие в подготовке аналитических материалов о состоянии оценки обеспеченности учебно-методической литературой, педагогическими средствами обучения, учебно-лабораторным оборудованием, фильмами и современными средствами обучения; 10) методическое обеспечение курсов повышения квалификации специалистов технического и профессионального образования, послесреднего образования, организуемых на базе колледжей; 11) создание информационного банка данных образовательных учебных программ, организация мониторинга качества подготовки специалистов.
34. Решения учебно-методических объединений носят рекомендательный характер и доводятся до всех организаций образования - членов учебно-методического объединения по специальности.
35. Руководство деятельностью учебно-методических объединений осуществляет Председатель, утверждаемый решением учебно-методического совета. Председатель учебно-методического объединения организует и направляет работу учебно-методического объединения.
36. В организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования для организации и проведения учебно-методической работы создаются учебно-методические секции.