Организации образования отдела образования города Караганды

Инновационная деятельность

Состояние инновационной работы: эксперименты, проекты

2018-2019 учебный год

            Сегодня в Казахстане заложены основы для формирования целостной казахстанской модели инновационного образования, эффективно интегрирующей все уровни обучения, начиная от детского сада до высшего образования и науки.

            Поэтому основной задачей  воспитания и развития ребенка является его подготовка к успешному обучению не только в школе, но и в течение всей своей жизни. И это осуществимо через инновационные подходы, идеи, проекты, которые реализуются в наших  организацияхобразования.

На 1 апреля  2019 года в ОО г. Караганды функционируют 56 экспериментови проектов. Из них:

Республиканских  экспериментов -13,

Областных  экспериментов-18 ,

Городских проектов -25 .

      Из общего количества ОО (79 школ,42 ДО) - 62%задействованы в опытно-экспериментальной работе. Эту работу сегодня обеспечивают 14  заместителей директоров - кураторов по профильной и  инновационной работе, 55 заместителей директоров по УВРи ВР, из них 10 - молодые завучи.  В дошкольных организациях эту работу ведет методист.

24 организации образования реализуют республиканские   эксперименты.

Это - Гимназия № 1,3, 38, 39, 45,92,93,95,97, 23,33,№27, №53, ШЛ №57, ШЛ № 66, 76,77, 81, 85,101, лицей №2,   д/сад «Балақай», д/сад «Байтерек», «Мерей».

Республиканские эксперименты:

1. Пилотный проект «Обучение на трех языках».(Внедрение трехъязычного образования в рамках Плана по внедрению и реализации трехъязычного образования в Карагандинской области на 2015-2020 годы) (гимназия №93, 92, ШЛ №57), срок -2020 г.

         Большую работу по трехъязычному обучению  проводят КГУ «Гимназия №1» и КГУ «Школа-лицей № 57 имени С.Саттарова». Данными школами  проводятся предметы  ЕМ цикла (физика, химия, физика, математика, информатика) с англоязычной терминологией, разработаны программы курсов по выбору, проведены городские и областныесеминары по данной тематике.30 марта 2019 года телеканалы Караганды посетили эти школы и показали репортажи о том, как ведется работа по трехъязычию  в данных организациях образования.

2.Гимназия № 3 является участником Республиканского пилотного проекта по апробации учебных программ, учебников и УМКначального  и общесреднего образованияпо обновленному содержанию образования (На основании приказа МОН РК  от 03.04. 2015г № 159).

         Апробация проводится в одном классе с казахским языком обучения и в трёх  классах с русским языком обучения, всего  в апробации принимают участие 114учащихся.Апробируются учебные  программы,  УМК (учебные средства, ресурсы издательств «Мектеп», «Алматыкітап», «Атамұра» , «Көкжиек-горизонт» «Express Publishing» Edu Stream,«Cambridge University Press», «Macmillan Education» «Бөбек», НИШ, электронные носители).Мониторинг осуществляется при помощи технологических карт, анкетирования всех участников УВП, визитов в школу.  Все результаты мониторинга направляются непосредственно в Академию им. Алтынсарина для обработки результатов.

        Проведены 12 совместных семинаров учителей гимназии и учителей НИШ, на которых обсуждены вопросы организации обучения в рамках эксперимента и   оказана методическая помощь учителями НИШ. В течение апробационного периода  КГУ «Гимназия № 3» совместно с ГУ «Отдел образования города Караганды» провели  более 20 семинаров регионального, областного уровней. Ведется большая работа.

3.«Превенция суицида среди несовершеннолетних».Согласно трехстороннему приказу трех Министерств (Министерство образования, здравоохранения и внутренних дел) в 75 организациях образования реализуется проект «Превенция суицида среди несовершеннолетних».

В 2017-2018 учебном году проект был реализован среди учащихся 8-10 классов. А в 2018-2019 учебном году по данному проекту работа ведется в 75 организациях образования среди учащихся 8 классов. В проекте не принимает участие КГУ «ОСШ№ 73» (дети с ОВР).

       В 2017 году поэтапное обучение прошли 54 педагога – психолога,из них 7 были определены как мастера-тренеры по реализации проекта.

Каскадным методом проведено обучение 118 педагогов-психологов, в этом году 28 вновь прибывших специалистов.С целью ознакомления с программой и сбора согласия на участие несовершеннолетнего в диагностическом опросе проведены родительские собрания. Ознакомлены с программой 5130 родителей (в прошлом году 10272 родителя - 95% от общего числа охваченных проектом  родителей ознакомлены с данной программой.) из них 713 дали отказ от участия несовершеннолетнего в опросе (отказ в прошлом году составило 815человек).

На сегодняшний день психологами школ в «группу риска» определены 198 учащихся 8 классов, которые находятся под наблюдением психологов, как дети «группы риска» (впрошлом году в «группу риска» определены 466 учащихся 8-10 классов). Психологами школ с родителями выявленных детей проводится следующая работа:

оказание консультативной помощи, беседы на интересующие родителей темы, даются рекомендации по обращению за консультацией к узким специалистам.

4. Пилотный проект «Cambridge English»,срок   2018-2019 ж. (№38,39,53). Цель проекта - углубленное изучение английского языка в 3, 8 классах, знакомство учащихся с форматов тестов Кембридж,  подготовка учащихся  к экзаменам на английском языке, процесс  апробации учебников.

       В Гимназии №38 в проект задействованы 2 учителя английского языка и 58 учащихся. За данный период было проведено 2 городских семинара и 4 открытых урока для всех педагогов города. В Гимназии №39 имени М.Жумабаева в проекте участвуют 4 педагога и 52 ученика 3,8 классов. Проведено 3 школьных семинара.  В ШЛ № 53 в проекте работают 3 педагога, количество  задействованных учеников - 51.  В данной орагнизации образования были организованы недельные курсы и  мастер-классы для подготовки учителей, так же выданы методические пособия.За учебный год были проведены 2 тестирования учащихся – диагностический и итоговый тест. По результатам итогового теста 4 учащихся были отобраны для сдачи международного экзамена.

Проблема,с которой столкнулись учителя в проекте, это недостаточное количество часов,отсутствие методического материала, разработанного педагогами по трехъязычию, а также по работе с текстами и аудированию;  не хватает  учебников. Для подготовки учащихся к Кембриджским экзаменам необходимо было выделить в каждом классе по 3 дополнительных часа, однако условия не позволили этого сделать. Поэтому подготовка к экзамену в 8 классе осуществлялась в рамках уроков английского языка, а в 3 классе был выделен дополнительно 1 час, но и этого было недостаточно.

5. Пилотный проект "Инклюзивный детский сад – инклюзивная школа - инклюзивный колледж". Срок реализаций- 2016-2019 гг. (СОШ№27). Эксперимент сегодня продолжает свою инновационную деятельность по инклюзивному образованию в постэкспериментальном режиме. Данная школа является опорным центром для области и республики.

6. Проект ШСУЗ "«Школы, способствующие укреплению здоровья», срок 2019- 2023 г.г.. На основании письма Управления образования Карагандинской области №5-7.4882 от 14.11.2018 года с января текущего года 7 школ (23, 48, 81, 83 по району Казыбек би, 33, 77, 85 по Октябрьскому району) города Караганды вошлив проект ШСУЗ.

Цель внедрения данного проекта:повышение возможностей детей и подростков в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, формирование у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. На данный момент началась работа в этом направлений, составлены планы работы, созданы фокус-группы.

7.Эксперимент Республиканского уровня   по изучению, внедрению и трансляции опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ», срок 2012-2020 г (гимназия №9,38,39,92,93, МЛ 101 (73 партнерских школ).

       Все школы работают согласно Плана реализаций проекта с магнитными  школами. В декабре 2018 года все школы участвовали на стендовой конференций АО НИШ по технологии наблюдения урока  «LessonStudy».

8. Прилотный проект по пробации электронных версий учебников для учащихся 3,6,8 классов издательства «Алматыкітап Баспасы», срок  2018-2020г.  (гимназия №93).  Школа работает согласно Плана работы проекта (в проект вовлечены 12 учителей, 280 учеников). Проект предполагает апробацию и  тестирование   цифровых учебников и информационных ресурсов  для 3, 6, 8 классов, расположенных на  платформе«Almatykitap-opiq.kz». Возможности  проекта многогранны и благодаря разработанным на платформе  opiq.kz  ресурсам  отвечают потребностям   учреждений образования.  С целью обратной связи о реализации проекта проводился опрос. По его результатам большинство  респондентов отметили актуальность внедрения электронных учебников и информационных ресурсов в образовательный процесс. 19 апреля 2019 года наXXI Региональной НПК школа поделилась первым опытом.

Проблемы:  недостаточно оптимальное применение в учебном процессе учителями электронных ресурсов платформе  www.oрiq.kz;

9. Пилотный проект по апробации учебников «Основы предпринимательства и бизнеса»для учащихся 10 классов с государственным и русским языками  обучения. Срок- 2017-2020, (гимназия №93);Проект   реализуется согласно Плана работы (вовлечены 2 учителя, 40 учеников). Проведены 1 семинар,  1 мастер – класс, 4 открытых урока, разработан 1 видеоролик, имеется публикационный материал.

10. Республиканский проект «Каждый третий час физической культуры урок футбола» (1- 4 классы)» (реализуется в школах № 6, 10, 16, 18, 32, 36, 48, 61, 81, 85). Срок реализации проекта 2017-2022 г.г..  По проекту разработаны планы, проводятся семинары.

11. «Пилотная школа  по апробации учебных программ, учебников и УМК по «Начальной военной подготовке и технологий»( №101).

12. «Мың бала» республикалық мәдени - ағарту жобасы. С 2018 года в  этом проекте участвует 79 школ города Караганды. За период реализации проекта учащиеся школ города участвовали в конкурсах «Абай оқулары», «Ана тілі сұлтаны», «Ана тілі аруы», «Ақындар айтысы», «Общеказахстанский Открытый диктант», в викторине «Тиімдік тілдік орта».  В этом году активно приняли участие  в конкурсе «Асыл сөз» учащиеся  школы №35, №74, 23,13,73  и  гимназии №93. Ученик  ШЛ № 101 заянял І место в Республиканском этапе.  Победители конкурсы были награждены Грамотами ОО г. Караганды.

13. Пилотный проект «Самопознание -  духовно - нравственное воспитание».Проект реализуется с 2014 года. Вовлечены школы №92,53, д/сад «Байтерек», «Мерей»).

                             Областные проекты:

В 18 проектах УМЦ участвуют 12инновационных школ города Караганды  (гимназия №1, лицей №2, гимназия №9, гимназия №38, гимназия №39, гимназия №45, школа-лицей №53, школа-лицей №57, гимназия №92, гимназия №93, гимназия №95,97, ШЛ№101). 

Среди общеобразовательных школ города Караганды в данных проектах участвуют 23 школы - (№12, 81, 15, 33, ШЛ№66, ОКШДС №77, 2, 17, 32, 85, 8, 23, 25, 34, 36, 51, 83, 27,18, 41,46, 82).

        Все школы разработали программу  опытно-экспериментальной работы, являются экспериментальными площадками  – 2 школы (гимназия №9, гимназия №38).

Участвуют в проекте по внедрению трехъязычного образования – 5 школ (гимназия №1, лицей №2, гимназия №38, школа-лицей №57, гимназия №93).

Участвуют в трансляции опыта НИШ – (гимназия №9, гимназия №38, гимназия №39,  гимназия №93, школа-лицей №101).

         Пилотные школы  Областного проекта по внедрению элементов английского языка в вариативный часть  учебных предметов «Биология», «Химия», «Физика» и «Информатика» №1, 2, 3, 9,15, 33, 38, 39, 45, 53, 57, 66, 76, 77, 81,92, 95, 97,101, 23, 32, 41 (всего-22).

В 2018-2019 году в городе Караганда функционируют 25 городских проектов.

В них участвуют 14 школ и 5 дошкольных ОО : №27,35,30,ШЛ №57,  ШКДС №77,гимназия №45,38,39, №53,23, 36,21,37, 51,   д/сад Толағай,  д/сад Алпамыс, ( д/с Балдырған), (д/с Алтынай); (д/с Байтерек).

В этом году в 12 организациях  образования завершаются  проекты. Это:  СОШ№27, СОШ№35, ШЛ №57, №77, проект «Современная начальная школа» (№38, 39, 53), д/с «Толағай»,д/с Балдырған), д/с Алтынай,д/с Байтерек.

 

          С 2017-2019 гг. в городских проектах участвовали 218 учителей, охвачено проектной работой  2613 учеников.  Из них  277 учеников принимали участие в  конкурсах разного уровня. Организованы 84 семинара, 16 конференций, проведено 342 открытых урока. Подготовлены в качестве ресурсов 105 видеоматериалов, различные виды методической продукции (пособие, программы, рабочие тетради) – 51.

 

Мероприятия

Областные эксперименты

Городские

проекты

Семинары

132

84

Конференции

23

16

Открытые уроки

352

342

Мастер классы

101

32

Количество видеоматериалов (ролик, фильм)  

120

105

Методическая продукция (пособие, рабочие тетради

81

51

Количество учеников уч. в конкурсах

219

277

 

        Экспериментальная работа в  организациях образования города на всех уровнях ведется согласно Программ опытно-экспериментальной работы на оптимальном уровне.Имеется система работы МК по экспериментальной деятельности: проведение семинаров по промежуточным результатам, обучающие семинары, оказывается методическая помощь экспериментальным площадкам: корректировка и изучение Программ опытно-экспериментальной работы, ведение отчетной документации, проведение семинаров по результатам экспериментов. Экспериментальная площадка, в свою очередь,  непосредственно несет ответственность за реализацию эксперимента, обсуждает с методистом пути развития, выход на ожидаемый результат(62%).

        Внедрение инноваций  для образования является основным путем повышения эффективности,  поэтому все организации образования города Караганды стремятся вводить в системуобразования как можно больше новшеств.