Мини-центр Бөбек ОСШ № 20
Мини-центр Бөбек ОСШ № 20
"Готовность ребенка к школе"

    Родители должны знать, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе.  Цель — подготовка детей к поступлению в школу через формирование новых умений, способов познания, деятельности, общения.  Основные задачи: -  установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе подготовке к школе; -   помочь родителям обрести веру в своих детей, в их способности и возможности; - помочь детям стать более самоуправляемыми и ответственными за свои поступки;

- способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.  Комплексная подготовка по воспитанию у детей интереса к школе включает:   -  посещение школы, обсуждение школьных проблем и т. д.;  - совместные развивающе - коррекционные занятия с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша.    Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком   стихи, пословицы.   Развитие внимания - очень значимый процесс в психологическом становлении личности ребенка старшего дошкольного возраста, так как определяет формирование любознательности как качества личности, становление осознанной познавательной деятельности, саморегуляции. Основные методы обучения: упражнения творческого и подражательно – исполнительного характера, игры, чтение художественных произведений, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации, рассказ взрослого и рассказ ребенка, тематическое рисование и др. 

В основе   подготовки детей к школе положены 5 главных целей, которые необходимо решить:

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка.

 5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).

Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть лет? 

1) Внимание: - заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-25 минут; - находить сходства и отличия между предметами, картинками; - уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор и т.д.;

 - легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. (н/р,   обсудив перед игрой правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если птица – помахать руками.

 

Рекомендации родителям по развитию процессов внимания

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений: - выкладывания узора из мозаики;

1) - выкладывания фигуры из палочек по образцу; - исключения лишнего («Четвертый лишний»); - нахождения различий в двух похожих картинках; - нахождения двух одинаковых предметов среди множества предметов; - срисовывания по клеточкам; - нахождения одной буквы в тексте книги (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

2)  память: - запоминание 10-12 картинок; - рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п. - пересказывание текста из 4-5 предложений;

3) основы математики: - цифры от 0 до 10; - прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1; - деление круга, квадрата напополам, четыре части; - ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п. Если ребенок путается (особенно часты нарушения пространственного расположения у леворуких детей), не нервничайте, а терпеливо объясняйте, и не один раз. - различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший).  Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни.    

4) мышление: - заканчивать предложение, например, «река широкая, а ручей…», «суп горячий, а компот…» и т. п.; - находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.; - определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом; - находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах; - складывать пазлы без помощи взрослого; - сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик; - разложить картинки  по хронологии событий и составить полноценный, развернутый рассказ.

5) речь: - составлять предложения из нескольких слов; - составлять связный рассказ по картинке и серии картинок; - выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией;

 6) мелкая моторика: - правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании; - раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур;

- вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге; - выполнять аппликации.

7)  окружающий мир: - знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. - называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии. Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы ребенку. Они сближают всех членов семьи, устанавливаются доверительные отношения. Ребенок 5-6 лет не может работать долго. Родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься.   После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, и выбирать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.  Например, сначала вы в течение 10-15 минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.  Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Но если вы отмахнетесь от них, не ответите раз, два ребенок замкнется и перестанет спрашивать. Как бы вы ни устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-нибудь задание.     Развивать своего ребенка нужно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, поговорите о времени года (выпал снег, люди одели теплые вещи, деревья словно в «шапках» и т.д.). На прогулке можно обратить внимание на специальный транспорт (пожарная, скорая помощь, поставщиков продуктов, военную технику) птиц на дереве, достопримечательности местности и пр. Старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа; и в то же время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

Методические рекомендации разработаны на базе Республиканского центра «Дошкольное детство» Министерства образования и науки Республики Казахстан. - Нур-Султан 2020 г.

Авторство: