Мини-центр Бөбек ОСШ № 20
Мини-центр Бөбек ОСШ № 20
«Билингвальный компонент как метод воспитания»

      С каждым годом потребность в изучении казахского языка возрастает. Это в полной мере относится и к дошкольному периоду. Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении государственного языка их детьми, в частности, в условиях дошкольных организаций, что во многом определяется тенденцией ведения обязательного обучения казахскому языку. Являясь частью учебного процесса, изучение казахского языка становится одним из основных компонентов образования, это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и, в свою очередь, положительно влияет на общее развитие ребенка.

     В последнее время всё чаще и чаще говорят о билингвальном образовании. Термин «билингвальное обучение» стал широко применяться в мире с начала 90-х годов прошлого столетия. Билингвизм, или двуязычие, – это функциональное свободное владение и использование двух языков; билингвальное образование – целенаправленный процесс, в котором используются два языка обучения; тем самым второй язык из учебного предмета становится средством обучения; часть учебных предметов преподается на втором языке.

     Для большинства дошкольников первым языком, на котором они учатся говорить, думать, общаться с окружающими, является русский. В то же время дети довольно рано приобщаются к казахскому языку, слыша его по радио, телевидению, от взрослых, детей, в детском саду (в течение дня, на отдельных и специальных занятиях, в зависимости от речевого режима учреждения).

     Внимание к казахскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. Такое представление казахского языка интересно и детям других национальностей. Следовательно, уже в дошкольном учреждении полиэтническая детская группа приобретает объективное представление о родных языках и культурах, с первых дней пребывания ребенка в детском саду у него воспитывается уважение и интерес к казахскому языку как государственному.

     В дошкольных организациях Казахстана осуществляется систематическое обучение детей казахскому языку со средней группы (от 3 лет).

Цель:

1)формировать навыки правильного произношения и понимания значения слов, обозначающих родственников (әке, ана, ата, әже, апа и другие), названия некоторых предметов домашнего обихода, фруктов, диких животных, домашних животных, которые часто применяются в повседневной жизни;      

2) научить выполнять простые действия по просьбе педагога (бер, алып кел, ал), расширить словарный запас.       

Грамматический строй языка:      

1) научить понимать словосочетания и связанные части речи (существительные и прилагательные, существительные и глаголы);      

2) развивать связную речь;      

3) научить составлять простые предложения;   

   4) научить отвечать на простые вопросы (Бұл кім? Бұл не?);     

 5) формировать навыки запоминания и рассказывания небольших несложных текстов, стихов.

    В нашем мини – центре «Бөбек» двуязычие применяется на музыкальных занятиях,

на прогулках, на праздничных мероприятиях, на занятиях по развитию речи.

Во время прогулок воспитанники знакомятся с окружающим миром.

    Казахский язык дети осваивают через развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматической стороны речи.

Весь процесс обучения казахскому языку выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому на начальном этапе, в дошкольном возрасте, коммуникативная направленность в обучении казахскому языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. У детей возникает связь между словом и предметом, фразой и действием, формируется привычка изъясняться на казахском языке, что способствует в дальнейшем преодолению языкового барьера, который существенно мешает изучению второго языка, формируются личностные качества, складывается отношение к действительности, людям, усваиваются правила поведения и речевой этикет. Дети овладевают казахским языком не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни.

Полноценное овладение казахским языком в максимально подходящий для этого период, формирование у детей способности успешно строить со взрослыми и со сверстниками коммуникацию, является необходимым условием развития личности ребенка.

     Хочется отметить, что дети с удовольствием изучают казахский язык. Повторяют слова дома с родителями, тем самым совершенствуя свое знание государственного языка. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить на казахском языке.

Суть билингвального образования состоит в том, что два языка выступают языками обучения. Цель такого образования – формирование двуязычных личностей, способных свободно осуществлять коммуникативно-деятельные операции на двух языках во всех без исключения жизненных ситуациях.

     Народная мудрость гласит: «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте». Благодаря нашему первому Президенту Н. А. Назарбаеву каждый гражданин нашей страны может говорить на своем родном языке, соблюдать традиции своего народа. И поэтому в стране, где все народы живут в мире и согласии, велико желание людей выучить государственный язык. В на стоящее время огромное внимание уделяется изучению казахского языка с ранних лет. Внедрение казахского языка ведется постепенно, не ущемляя прав других народов. Ведь согласно Конституции нашей республики, каждый гражданин страны может общаться на своем родном языке. Все это проходит под непосредственным контролем нашего Президента, который вкладывает огромный смысл в процветание своей страны через мир и согласие всех народов Казахстана.

Авторство: