В Казахстане проводится большая работа по сохранению, изучению и развитию государственного языка. Создаются условия, позволяющие каждому жителю получать образование на родном языке, развивать свою национальную культуру, сохраняя и приумножая традиции. Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций. Задача детского сада - воспитывать любовь к своему родному языку, желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родных языков для потомков.
Обучение на родном языке является необходимым условием существования, и поэтому основополагающим принципом Концепции является реализация демократического права на обучение и воспитание на родном языке. Язык - это такой символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний. Именно этому мы должны учить детей. Воспитывать любовь к чтению, знаниям.
Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является привитие дошкольникам любви к своей Родине и своему народу. Реализация Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, которую разработало Министерство образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 (с изменениями и дополнениями от 24 сентября 2020 года № 412) позволяет детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. Забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений, народное искусство, все то, что запечатлено народом, что сохранено народом, что народ пронес через столетия, представляет огромную ценность для воспитания детей.
Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся со сказками, стихами, загадками слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы. Основным направлением обучения государственному языку в дошкольном учреждении является формирование и развитие у детей простейших умений и навыков овладения речью в устной форме.
На практике мы убедились, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому занятия в основном представляют собой разговорные упражнения, при проведении которых детям прививаются первоначальные умения в диалоге, монологической речи на казахском языке, чтение стихотворений, прослушивание аудио сказок. В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям казахского народа используются детские произведения казахских авторов. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речитативом. Как педагоги, работающие с современными детьми, стараемся использовать в своей работе мультимедийные ресурсы нового поколения. Используются различные презентации, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио сказок. Существует много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в национальных костюмах. В группах имеется национальный центр культуры казахского народа, где собраны национальные украшения, посуда, одежда, литература. Учитывая возрастные особенности детей и руководствуясь Госстандартом образования проводятся занятия по изучению казахского языка. При подготовке к занятиям, ставятся следующие задачи: воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края; познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками казахского народа.
Все эти задачи осуществляются не только на занятии по обучению казахскому языку, но и реализуются в изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности. Огромная роль принадлежит изобразительному творчеству, музыке, физической культуре, ознакомлению с народными обычаями, традициями. Важнейшее значение имеет проведение национальных праздников.
При изучении государственного языка, стараемся постепенно включать в свою речь новые слова, формы слов, типы предложений, образцы связной речи. Прилагаются все усилия, чтобы изученные слова регулярно использовались в речи детей. Опыт работы показывает, что изучение казахского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.
Таким образом, основным компонентом национальной культуры выступает государственный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация, правильное понятие о древних традициях и культуре. В образовательной деятельности при обучении казахскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.
Байланыс телефондары