Заявленная тема педагогического совета представляет сегодня живой интерес и для учащихся общеобразовательных школ, и для педагогов, и для родителей, выступающих в роли заказчика образовательных услуг. В связи с переходом системы оценивания знаний учащихся к форме ЕНТ роль портфолио становится с каждым годом все более весомой.
Цель педагогического совета:
1. систематизация приемов и методов формирования портфолио как альтернативного метода оценивания деятельности ученика и учителя;
2. анализ влияния результатов портфолио при поступлении учащихся общеобразовательных школ в высшие учебные заведения;
3. создание отдельной странички на сайте общеобразовательного учреждения, подробно информирующей пользователей сайта о форме портфолио и методе его формирования;
4. формирование общих представлений о роли структуре и значении портфолио в системе казахстанского образования.
Задачи педагогического совета:
1. показать возможности портфолио для выявления талантливых педагогов и учащихся общеобразовательных школ;
2. выработать требования к портфолио педагогов и учащихся, соответствующие требованиям современной концепции образования;
3. обсудить предлагаемый альтернативный метод оценивания результата профессиональной и учебной деятельности педагогов и учащихся школ.
Ожидаемый результат:
1. сделать собственный вариант портфолио достижений педагогов школы и учащихся;
2. содействовать созданию комиссии для подготовки проекта собственной школы оценивания результатов портфолио;
3. стимулировать заинтересованность учащихся и педагогов школы в формировании портфолио учебных достижений в течение всего учебного года;
4. подготовить материалы методического сопровождения портфолио.
Современная концепция развития образования предполагает активное включение в задачи качественного системного образования новых оценочных функций учителей общеобразовательной школы и учеников. Требования времени, продиктованные качественно новыми социальными условиям жизни российских граждан, диктуют общеобразовательным школам необходимость поиска и создания новых, наиболее эффективных и мобильных форм оценки знаний учащихся и уровня компетенции педагогов, работающих в общеобразовательной школе.
В качестве альтернативной формы оценивания, соответствующей современным педагогическим технологиям, российским школам была предложена форма портфолио. Портфолио призвано нивелировать недостатки традиционной российской системы оценивания деятельности педагогов и учащихся. В его основу положены самоанализ, творчество и исследовательская деятельность.
Благодаря новой системе оценивания качества образования общеобразовательная школа получила уникальную возможность повысить уровень образования и знаний учащихся в условиях массового обучения. На это направлен механизм стимулирования, лежащий в основе портфолио.
Алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя:
1. Портфолио – набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума.
Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период в его деятельности:
2. Накопительная функция:
а) набор теоретических документов:
- фиксированные достижения учителя;
- грамоты и сертификаты;
- документы, подтверждающие повышение квалификации;
- банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей,
публикаций;
- классификаторы и другие материалы.
б) набор рабочих материалов:
- рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов;
- авторские или индивидуальные общеобразовательные программы,
рекомендованные (сертифицированные, утвержденные) различными органами
управления образованием или структурами образовательного учреждения;
- опорные конспекты уроков;
- конспекты открытых уроков и мастер – классов;
- тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;
- дифференцированные задания для учащихся, карточки с заданиями и т.д.
3. Модельная функция:
- отражает динамику развития учителя;
- показывает результаты самореализации;
- демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя;
- помогает проводить рефлексию и спланировать деятельность учителя.
4. В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
- динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития
классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся, их
достижений, эффективности использования современных информационно –
коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;
- результаты проверочных (контрольных, «срезовых») работ учащихся;
- отзывы и рецензии коллег, сотрудников муниципальных органов управления
образованием и региональных (МП и науки, ДИПКПК);
- отзывы или рецензии на творческие работы (достижения) учащихся
сотрудников дополнительного образования, культуры и спорта;
- проекты и творческие работы учащихся;
- аудио – и видеоматериалы, фотографии и т.д.
5. Условная структура портфолио учителя:
- портфолио документов;
- портфолио работ;
- портфолио отзывов.
6. Портфель сертифицированных (документированных) достижений:
- представить информацию об авторе;
- дать представления о результатах деятельности;
- отобразить особенности личности автора портфолио.
Таким образом, диагностика профессиональной деятельности педагога позволяет:
а) учителю:
- реально представить результаты своего труда;
- увидеть свои резервы;
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
б) администрации:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.
Научно – методические требования к методической папке (портфолио учителя):
- высокий уровень теоретической и научно – методической подготовки;
- актуальность;
- общественная и практическая значимость;
- возможность разработки учителем избранной темы;
- учет своего опыта, особенностей, условий труда;
- анализ и оценка качества знаний;
- эффективность и устойчивость результатов;
- оригинальность, творчество, новаторство;
- обобщение опыта работы, выводы.
Значит, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.
Одна из основных проблем реформирования современного образования состоит в поиске новых критериев и методик оценивания достижений и обученности школьника. Конечная цель оценки в этих условиях будет заключаться в усилении и, в перспективе, в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
В некоторых общеобразовательных учреждениях уже апробируется система введения портфолио учеников как альтернатива традиционной оценочной системы. Что же включается в учебное портфолио? Четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио, нет: это полностью зависит от конкретного учителя, группы учителей или методической комиссии (методобъединение учителей), внедряющих учебные портфолио в процесс обучения.
Например, портфолио состоит из трех основных разделов и может быть дополнен дополнительными документами:
- «Официальные документы»;
- «Творческие работы»;
- «Отзывы, рекомендации и самоотчеты».
В разделе «Официальные документы» учащийся представляет: сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях (олимпиад, конкурсов, соревнований, тестирования и других), документы об участии в грантах, окончании музыкальных или художественных школ и других учебных заведений.
В разделе «Творческие работы» учащийся представляет:
- о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
- представление самых работ, проектов, исследования, которые он выполнил в
ходе обучения на курсах по выбору или выполнил самостоятельно,
не получив за это подтверждающего документа;
- здесь могут быть представлены сертификаты образовательных курсов,
конкурсов, соревнований и т.д., не имеющих официального статуса на уровне
федерации, региона, муниципалитета;
- в этом разделе ученики могут представлять собственные изделия, модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.д.
В разделе «Отзывы, рекомендации и самоотчеты» ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, сделано учителями, родителями, одноклассниками, педагогами дополнительного образования. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия по поводу собственной деятельности, начиная с учебной и заканчивая хобби.
Все эти документы могут представлены в виде текстов, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и т.д.
Из опыта работы учителей можно судить, что в портфолио ученика могут входить:
- творческие домашние работы;
- результаты проверочных, контрольных работ, тестов;
- алгоритмы решения учебных задач повышенного уровня и проекты;
- письменные творческие работы;
- анкеты и результаты их обработки;
- письма преподавателю, родителю, другому ученику, связанные с содержанием
портфолио или процессом работы над ним, и т.д.
Одним словом, портфолио ученика – это творчество как учителя –экспериментатора, так и ученика.
Заседание педагогического совета постановляет:
1. создать творческую группу по разработке общешкольной модели портфолио достижений педагогов и учащихся как системной оценки качества образовательных достижений с последующим обсуждением и принятием;
2. включить портфолио в планы работы методического объединения учителей - предметников школы;
3. обсудить принципы и критерии оценки образовательных достижений учащихся на родительских собраниях;
4. провести классные часы, информирующие учащихся о структуре, характере и значении портфолио.
Директор школы Досымбетова У.Г.