Анализ
работы начальной школы
за 2011-2012 учебный год
Для осуществления начального образования на конец 2011-2012 учебного года в школе функционирует 9 кабинетов начальных классов (2 кабинета для учащихся с государственным языком обучения, 7 кабинетов для учащихся с русским языком обучения). Материально-техническая база всех кабинетов начальных классов, их укомплектованность учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы способствует качественной организации учебно-воспитательного процесса, отвечает государственным стандартам и санитарно-гигиеническим нормам. Соблюдается температурный, световой и питьевой режим. На окнах установлены жалюзи. В течение года заменили линолеум и светильники. Ученическая мебель соответствует росту детей и имеет соответствующую маркировку.
В кабинетах имеются все необходимые средства обучения:
лицензированная государственная символика РК;
таблицы по изучению элементарных математических навыков;
схемы и таблицы по изучению русской грамоты;
таблицы по русскому языку и математике по обучающим разделам;
раздаточный дидактический материал по предметам: типовые задания, тесты, контрольные работы, эссе, сочинения, материалы для диагностики качества обучения и образовательного процесса;
справочная литература, детские энциклопедии, разные виды словарей: школьный орфографический словарь, словообразовательный, словарь синонимов и антонимов русского языка, словарь иностранных слов и фразеологический словарь русского языка;
портеры писателей, детская художественная литература;
таблицы и схемы по познанию мира;
нормативные документы по проблеме воспитания, сценарии праздников и классных часов, родительские собрания, консультации для родителей, иллюстративный материал к воспитательным беседам, интеллектуальные игры, видеофильмы.
Одной из важных проблем на сегодняшний день является обновление мебели в кабинетах. Но и эта проблема решается: летом 2011 года для всех кабинетов начальных классов были приобретены ученические столы и стулья, планируется приобретение учительских столов и шкафов.
В школе функционируют 6 интерактивных кабинетов, один из которых - кабинет начальных классов. Учителя МО начальных классов активно проводят уроки с использованием интерактивного оборудования, которые позволяют сделать процесс обучения более привлекательным и интересным, повышают мотивацию учащихся к процессу обучения. Учителя начальных классов продемонстрировали высокое владение инновационно-коммуникативными технологиями, при проведении открытых уроков-презентаций. В школе создаётся коллекция мультимедийных материалов для учебной и воспитательной работы.
Все учащиеся могут воспользоваться услугами двух компьютерных классов, кабинета с интерактивной доской, столовой, спортивного зала, актового зала.
Нормативно-правовое, методическое обеспечение МО учителей начальных классов соответствует требованиям. В школе в наличии имеются все необходимые нормативно-правовые документы, которыми руководствуется администрация и преподавательский состав (Закон «Об образовании», «О правах ребёнка», «Государственный стандарт начального обучения», Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан на 2011-2012 учебный год», ГОСО РК 2.3.4.01-2010).
Учащихся 1,2,3,4 классов 7 льготных категорий, согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2003 года N 17 «Об утверждении Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организаций образования» в 2011-2012 учебном году были обеспечение учебниками на 100%.
Школа выписывает журналы: «Внеклассная работа в школе», «Народное образование»; газеты: «Педсовет», «Учитель Казахстана», «Перемена». Учителя начальных классов выписывают журналы: «Начальная школа», «Начальная школа Казахстана».
В библиотеке имеются хрестоматии для чтения, для познания мира. Имеются энциклопедии: «Я познаю мир», «Что? Где? Когда?» - 3 тома, «Растительный мир Казахстана», «Животный мир Казахстана», детские познавательные энциклопедии по разнообразной тематике на казахском языке, энциклопедический и толковые словари. В библиотеке имеются дидактические материалы по предметам программы начальной школы.
В работе с учащимися школа руководствуется Законом РК «Об образовании», ГОСО, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями ОблДО и ГорОО, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Учебный план школы составляется на основании базисного учебного плана, санитарных норм и правил и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимой нормы. Школьный компонент распределяется на изучение предметов по базисному плану.
Образовательная программа начальной школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы на каждой ступени обучения.
Деятельность педагогического коллектива учителей начальных классов направлена на реализацию следующих целей и задач:
Цели:
1. Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области начального обучения.
2.Активизация познавательной деятельности учащихся; воспитание сознательного отношения к учебному труду; формирование и развитие качеств мышления, необходимых для полного функционирования в современном обществе, путем введения развивающего и дифференцированного обучения в преподавании учебных программ, предметов.
Задачи:
1.Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
2.Профессиональное становление молодых учителей.
3.Повышение профессиональной квалификации учителей методического объединения.
4.Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей города.
5.Внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов.
6.Формирование у учащихся высоких духовно-нравственных качеств на уроках.
7.Совершенствование работы учителей начальных классов на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.
8.Уделять особое внимание работе со слабыми и сильными детьми.
9.Повышать интерес учащихся к учебной деятельности, применяя различные формы преподавания учебных предметов.
Учитель начальных классов в ответе за целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие ребёнка. Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. К.Д. Ушинский подчёркивал, что «задача первоначального обучения – это сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным». Учителя нашей школы пробируют многие технологии, пытаются применить на практике передовой опыт многих известных педагогов-практиков, ищут более эффективные подходы к процессу объяснения новых знаний и повторения пройденного. Мы считаем, что творчество должно являться характерной и неотъемлемой чертой в деятельности учителя. Стандарт и шаблон при проведении урока в начальных классах толкает ребёнка на путь недостаточно осознанного и осмысленного запоминания и усвоения содержания. Творчество и своеобразие при изучении материала на уроке создают положительные эмоции и доставляют удовлетворение и радость детям и учителю. На практике учителя начальных классов внедряют метод опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении, разработанный С.Н.Лысенковой; систему тренировки орфографической зоркости учащихся на основе орфографического чтения и артикуляционной памяти (методика П. С. Тоцкого); технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов); технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; ТРИЗ и развитие критического мышления через чтение и письмо, введены уроки самопознания. В повышении нормы чтения учителям помогла методика Зайцева (на первой ступени обучения чтению) и методика скорочтения О.В.Козловского, помогающая развивать память, внимание, воображение, а также умения и навыки самовоспитания и целеполагания. Выбранные методики очень актуальны и работу по ним следует продолжить на следующий год. Изучение научно-методической литературы, а также использование эффективных технологий плодотворно сказывается на мотивационной сфере учеников. Свою деятельность учителя начальных классов направляют на поиск научных новинок, на создание творческой атмосферы, модернизацию форм, методов и средств обучения и воспитания детей, а главное - на реализацию принципа равноправного диалога между учителем и учеником.
Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:
- стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;
- дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличиями в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования.
Модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений начального образования.
В условиях модернизации начальной школы определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Только такая школа сможет создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.
В своей работе учителя достигли определенных успехов в обучении и воспитании младших школьников, формировании познавательной самостоятельности, духовной культуры, национального самосознания учащихся, развития связной речи, способностей и интереса учащихся к учебно-воспитательному процессу.
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за истёкший год показал, что повысился научно-теоретический и методический уровень преподавания предметов, усилилось внимание к воспитательной и развивающей функции обучения, к поиску его эффективных форм и методов.
Мониторинг качества образования младших школьников свидетельствует об улучшении результативности обучения. По итогам 2011-2012 учебного года качество знаний учащихся по сравнению с 2010-2011 учебным годом увеличилось на 2,21%.
Итоги успеваемости и качества знаний в начальных классах
по СОШ № 85 за последние 4 года.
Рассматривая качество знаний учащихся за 2011-2012 учебный год по параллелям, заметим, что качество знаний учащихся 4-их классов по сравнению с другими параллелями самое низкое. Наблюдается падение качества знаний учащихся от параллели к параллели, что объясняется усложнением учебного материала, увеличением учебной нагрузки. Кроме того, родители предоставляют детям больше самостоятельности, с чем не каждый ребёнок может справиться, впоследствии, это отражается на успеваемости.
Качество знаний учащихся за 2011-2012 учебный год по параллелям:
Сравнительный анализ качества знаний учащихся с русским языком обучения по основным предметам начальной школы за последние 5 лет показывает стабильность и рост. Однако по сравнению с 2010-2011 учебным годом наблюдается падение качества знаний учащихся по литературному чтению (на 0,65%). Качество знаний по математике увеличилось на 2,62%, по русскому языку на 4,32%, по казахскому языку на 7,79%, по познанию мира на 4,27%.
год предмет |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
казахский язык |
67% |
77% |
82% |
76,92% |
84,71% |
русский язык |
69% |
68% |
71% |
69,56% |
73,88% |
литературное чтение |
82% |
87% |
87% |
89,53% |
88,88% |
математика |
74% |
78% |
76% |
78,59% |
81,21% |
познание мира |
79% |
79% |
83% |
83,94% |
88,21% |
Техника чтения за 2008-2012 года
учащихся 1-4 классов по СОШ № 85
Учебный год |
норма |
выше нормы |
ниже нормы |
2008-2009 |
146 – 50% |
114 – 40% |
30 – 10% |
2009-2010 |
87 – 28% |
169 – 57% |
42 – 15% |
2010-2011 |
64 – 21% |
196 – 65% |
41 – 14% |
2011-2012 |
73-23% |
198-63% |
43-14% |
Учителя начального обучения не останавливаются в поисках оптимальных методик для успешного обучения учащихся, понимая, что необходимо заинтересовать ученика не готовыми знаниями, а вовлекать учащихся в поисковую деятельность. Они постоянно находятся в творческом поиске, повышают свою квалификацию через открытые уроки, посещение семинаров, проблемных курсов и курсов ПК.
В начале учебного года учителями начальных классов были составлены планы воспитательной работы. Вся воспитательная работа делилась на следующие разделы:
Воспитание политической и правовой культуры.II. Духовно – нравственное воспитание.
III. Патриотическое воспитание.
IV. Профилактика здорового образа жизни.
V. Социальное партнёрство с родителями.
За период 2011-2012 учебного года учителями были проведены различные мероприятия:
Всеми учителями был подготовлен и проведён урок ко Дню Знаний по теме:« Стремление Президента- счастье народа, Независимый Казахстан».
С 1-4 классы прошли классные часы или беседы ко Дню Республики Казахстан, а 0-ые классы были приглашены на концерт Карагандинской музыкальной филармонии. На День Здоровья учителя 3 классов ( Мальцева Н.А, Коломеец Е.Ю., Горбатенко Л.А.) провели «Весёлую эстафету» среди учащихся Внеклассные открытые мероприятия, посвящённые празднику осени:А). Туркина Т.В. ( 2 А )- утренник
Б). Савченкова С.Н.( 2 Б) - утренник
В). Мальцева Н.А., Коломеец Е.Ю., Горбатенок Л.А. - утренник
5. Были проведены классные часы по духовно-нравственному воспитанию, посвящённые Дню духовного согласия.
6. Учащиеся начальных классов приняли участие в празднике "День учителя".
7.Учащиеся 2-ых, 3-их, 4-ых классов посетили театр им. Станиславского.
8. Учащиеся начальной школы на каникулах посетили сказку с ростовыми куклами в ДКЖ.
9. Учащиеся 1-4 классов приняли участие в выставке " Осенний вернисаж".
10. Сибагатуллина О.А. (1 Б) - провела открытый утренник для учащихся 1 классов "Посвящение в ученики".
11.Гарбузова М.В. провела Игру- путешествие"Путешествие по городу Чистогорску"для учащихся 1-ых классов.
12. Лемешенко С.И. для учащихся 4-ых классов провела викторину"Азбука Здоровья".
13. Туркина Т.В. для учащихся 2-ых классов провела Праздник здоровья "Если хочешь быть здоров".
14. Учащиеся начальных классов приняли активное участие в Фестивале детского творчества "Пускай смеются дети!"
15. Андабасова С.А. с учителем музыки Журихиной О.В. приготовили для учащихся начальной школы замечательное новогоднее представление.
16. Рябушко О.Н. провела «Праздник Букваря», для учащихся первых классов.
17. «Праздник мам и бабушек» провели все учителя начальных и классов предшкольной подготовки.
18. Все учителя провели классные часы : "Утро Нового года", посвящённые Наурызу, а учитель 2 "Б" класса Савченкова С.Н. провела утренник "Здравствуй Праздник, "Наурыз!" для учащихся 2 и 3 классов.
19. Отлично прошла неделя для родителей по Самопознанию"Школа самопознания для родителей".Учителя, которые ведут самопознание проводили беседы, уроки, круглые столы для родителей начальных классов.
20. Ученица 2 "Б" класса Сотник Татьяна защищала проект "Компьютер - за и против".
21. Учителя начальных классов принимали активное участие в фестивале"Неразлучные друзья- взрослые и дети!"
22. Учителя проводили тематические линейки согласно плану.
23. На каникулах все учителя начальных классов работали по плану.
24. Андабасова С.А. провела викторину в 4 классах "Знатоки природы".
25. В конце мая в 4-ых классах прошли выпускные утренники, а учителя 1-3 классов провели мероприятия, посвящённые окончанию учебного года и переходу в следующий класс.
26. Воспитатели предшкольной подготовки провели утренники "Здравствуй, школа!"
27.Начальная школа принимала активное участие в жизни школы: выставка поделок из овощей.
28. Учителя начальных классов провели мероприятия, посвящённые Дню Победы, Дню Защитника Отечества.
29. Учащиеся 2 "А", 3"Б", 4"В" с классными руководителями посетили Карагандинский зоопарк.
30. Учащиеся начальной школы в течении года участвовали в олимпиадах, интеллектуальных мероприятиях: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Команда года», «Акбота», « Бастау », « Золотое руно», где занимали призовые места.
В 2011-2012 учебном году в школе обучалось 132 первоклассника (34 учащихся с государственным языком обучения и 98 учащихся с русским языком обучения). Все дети психологически готовы к школе, практически у всех развита мотивационная готовность к школе.
Дети, которые посещали детский сад, имеют более развитую речь и богатый словарный запас, а у детей, которые посещали предшколу, лучше развита мелкая моторика кисти руки.
У поступающего в 1-й класс ребёнка, прежде всего, должна быть правильная мотивация. Многие дети хотят идти в школу. Однако не всегда это означает, что у ребёнка есть мотивационная готовность. Нередко основной причиной их желания поскорее стать школьником оказывается, например, желание казаться более взрослым или покупка красивых вещей (ранец, тетрадки, карандаши, книги и новая одежда). Естественно, всё это очень важно. Но гораздо важнее, чтобы ребёнок не просто хотел идти в школу, но и хотел учиться. Если не будет желания учиться, то все остальные мотивировки его желания идти в школу, мало чего стоят. Следовательно, при подготовке ребёнка к школе следует обратить внимание, прежде всего на то, хочет ли ребёнок учиться.
Стартовые возможности поступающих в школу первоклассников таковы. Достаточно, если ребёнок знает буквы и цифры, то есть умеет их различать, а также имеет хорошо развитые мелкие мышцы руки. Если они не будут развиты, у ребёнка будут серьёзные проблемы при обучении письму. Он будет быстро уставать, будет неправильно держать ручку, да и почерк у него будет формироваться гораздо дольше. Учёные считают, что развитость мелкой моторики непосредственно связана с развитостью речи. Это означает, что чем больше развита мелкая моторика, тем больше развита речь. Большую роль при поступлении ребёнка в школу играет развитие связной речи и словарный запас, которым владеет ребёнок. Очень хорошо, если при поступлении в школу ребёнок умеет читать. Такому ученику будет учиться легко и интересно. Кроме того, умение читать и писать элементы - хорошее подспорье для формирования правильной учебной мотивации. Умеющий читать ребёнок уже знает кое-что о том, чем он будет заниматься в школе. Большую роль в формировании этих умений играет не только детский сад и предшкольная подготовка, но и семья в которой воспитывается будущий ученик. В первую очередь родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их ребёнок пришёл в школу хорошо подготовленный.
Проблема состоит в том, что, к сожалению, не все дети приходят в школу хорошо подготовленными (некоторые из них плохо знают буквы, у многих плохо развита мелкая моторика). Усвоить программу этим детям очень трудно, т.к. количество часов отводимых на обучение грамоте очень мало.
Пути решения проблемы:
-осуществление индивидуального подхода в обучении с целью формирования положительного отношения к школе в процессе адаптации;
-создание системы активного взаимодействия учителя, воспитателя детского сада, родителей рассматривается как один из путей профилактики дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь;
-овладение учителем в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации методикой адаптации первоклассников к обучению в школе в результате введения специального учебного компонента, взаимосвязанного и дополняющего основные курсы педагогики и психологии, представляющий собой ряд лекционно-практических занятий и систему специальных учебных заданий для производственной практики «Первые дни ребенка в школе» по изучению особенностей адаптации детей.
Учителя начальных классов систематически и своевременно проходят курсы повышения квалификации. В 2011-2012 учебном году прошли курсы 6 учителей, в июне 2012 года пройдут курсы повышения квалификации ещё 6 учителей начальных классов: 3 с русским языком обучения, 3 с государственным языком обучения. В 2012-2013 учебном году по перспективному плану необходимо будет пройти курсы 2 учителям. Ежегодно согласно плану проходит аттестация учителей. Качественный состав учителей начальных классов:
высшая категория – 2 человек;
первая категория – 10 человек;
вторая категория – 5 человек;
без категории – 5 человек.