Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"№17 ЖББОМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Ақылды
умный
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 114
Жаңа сұрақтар: 18

Метод копилка

Презинтация Слюсаренко Е.П.

Полиатлон Чернокунь С.Л.  

 

Доклад

« Работа с одаренными учащимися на уроках физкультуры и во внеурочное время»

 

Выполнил: учитель физкультуры СШ № 17

Слюсаренко Евгения Павловича

Караганда 2012

Доклад « Работа с одаренными учащимися на уроках физкультуры и во внеурочное время»

учителя физкультуры Слюсаренко Евгения Павловича

   В настоящее время наблюдается повышенный интерес к обучению и развитию одаренных учащихся.

   Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.

    Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.          Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

    Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.    Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин.

   Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

Нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

    Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой.

Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа.  Проводятся традиционные спортивные мероприятия:  Дни здоровья, внутришкольные  соревнования,  школьные  Олимпиады по видам спорта, команды школы принимают участие в районных, областных, республиканских  соревнования

    Ведется  учет двигательной подготовленности, листки здоровьяпо каждому классу, где врачи дают свои рекомендации, определяют физкультурную и медицинскую группы

     Используются технологии:

- здоровьесберегающие;

-игровые;

-ИКТ

-индивидуализации обучения (Инге Унт,А.С.Границкая ,В.Д.Шандриков)

-личностно-ориентированное-развивающее обучение(И.С.Якиманская)

 В проведении спортивных мероприятий стараемся объединить интересы взрослых и детей.

Привлечение родителей и  учащихся, как в судействе, так и как участников соревнований осуществляет эту задачу.

    На протяжении 2 лет в сентябре   проходит спортивный праздник «Праздник здоровья золотой осенью  В сентябре прошел традиционный  День здоровья  Разработано положение о Дне здоровья,прошли классные часы,посвященные здоровому образу жизни.В соревнованиях принимали участие все учащиеся школы. Дети,освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья принимают участие в играх по  шашкам, настольному  теннису,  дартцу , разгадывали кроссворды, принимали участие в качестве судейской коллегии. Все этапы соревнований осуществляют контроль за развитием всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости). Программа соревнований разработана так, что во время спортивных состязаний, учитывается возраст участников (результаты подводятся по возрастным группам, что повышает интерес каждого учащегося). В начале соревнований проходит парад открытия Дня здоровья,в  котором принимают участие все учащиеся школы. Парад открывает директор школы, Мусалиева З.К. поздравляет детей с началом соревнований и желает всем участникам спортивных успехов. После поздравлений учащиеся произносят клятву участников соревнований "После парада проводится соревновательная программа "Веселые старты" в 1 -4 классах. На протяжении всех соревнований прослеживается взаимодействие учащихся младших и старших классов. Дети активно "болеют", наблюдая за соревновательной программой, учащиеся старших классов помогают в судействе. А затем в проведении соревнований по перетягиванию каната в 7-11 классах (по возрастным группам) принимают участие классные руководители и родители, объединяясь в сборную команду. Здесь уже учащиеся младшего звена выступают в роли болельщиков. В течение всей 1 недели проводятся соревнования по общешкольному легкоатлетическому кроссу (где принимают участие и учителя), бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину, силовые упражнения (сгибание и разгибание рук в упоре лежа; поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек.), упражнения на гибкость (наклоны вперед из положения сидя), командная подвижная игра "Снайперы" 3 -4 классы, "Пионербол" 5 -7 классы и спортивная игра мини-футбол 5 -11 классы. В спортивном зале прошла товарищеская игра между учителями и родителями  по волейболу. Все активно помогали  в проведении Дня здоровья,ученики11-х классов подготовили плакаты, газету . Обязательно в программу соревнований входит проведение "Весёлых стартов". Помимо результатов учитывается массовость участия в соревнованиях класса и спортивная форма. В конце соревнований проводится парад закрытия школьного Дня здоровья, где проходит награждение победителей в личном и командном зачётах. По итогам работы можно отметить, что школьники научились взаимодействовать друг с другом не только во время состязаний, но и вне нее, организовывать спортивную деятельность и самостоятельно реализовывать свои физические способности в жизни. Участвуя в соревнованиях, расширили круг друзей, приобрели опыт общения с учащимися всей школы, поняли, что отношения в процессе состязаний и вне них могут существенно различаться. Желание лучше проявить себя в соревнованиях мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу. Выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес.

 Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период

 Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления-одаренности. Их интенсивность или, напротив,остановка определяют динамику развития одаренности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

 Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

- занятия исследовательской деятельностью;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- летние оздоровительные площадки для детей;

-сотрудничество с другими школами;

-соревнования.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

 - выявление одаренных детей;

 - развитие творческих способностей на уроках;

 - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции, конкурсы, исследовательская работа);

 - создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности.

 Добиваемся того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию.

 Приступаем к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что "Талант - это 1% способностей, а 99% потения".

 Стараемся следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаем, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома

 Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому следим за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. По отдельным разделам программы разработаны презентации и карточки с выполнением моделей упражнений и описанием порядка выполнения различных упражнений. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

 Развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Чтобы способствовать самовыражению творчески одаренных и спортивно одаренных детей в нашей школе проводятся: различного рода спортивные конкурсы, творческие проекты, второй год олимпиада по предмету физическая культура.  За период 2010 -2011 уч.года 300 учеников в составе школьных команд  приняли участие в   районных городских  и областных соревнования. Тренировочный процесс повысился на 5 % .

Достижения школьников:

В районных, городских и областных соревнованиях :

2007 год - 1 место в городских и областных соревнованиях по футболу в Программе Спартакиады школьников  Карагандинской области

2008 год-  3 место в финале городской и областной Спартакиаде школьников по волейболу

2008 год-2 место в 9 городском турнире по футболу «Новое Поколение» на кубок почетного гражданина города Караганды Уразалинова Шаймердена Абильмажиновича, среди юношей 1995-96 года рождения

2010-год - 2 место в 11 городском турнире по футболу «Новое Поколение» на кубок почетного гражданина города Караганды Уразалинова Шаймердена Абильмажиновича, среди юношей 1997-98 года рождения

2011 год 1 место в турнире по мини-футболу среди юношей 1999 г.р. Спортивный клуб «Талант»

2011 год 1 место в турнире по мини-футболу на призы футбольного клубы «Гефест» среди юношей 1999-2000 г.р.

 

 

Слюсаренко Е.П.

 «Средняя общеобразовательная школа №17» г.Караганда

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                                                                

 Сегодня — здоровые дети,

     завтра — здоровое общество.

   В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей ухудшается.Уровень здоровья молодежи очень низок и с каждым годом все больше падает. Небольшой процент молодежи посещает спортивные секции, уделяет должное внимание укреплению и сохранению своего здоровья. Дети ведут малоподвижный образ жизни, большую часть времени проводя за просмотром телевизора или часами просиживая в  сети Интернет. Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей всегда были актуальны в образовании. Само понятие « образование» не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, а главное здоровой личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в данном случае, это деятельность детей в школе. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Педагогическая общественность всё больше  осознаёт, что именно учитель может  сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

  Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма.Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры  может  превратить слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.

  Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

1.проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;

2.организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

3.пропаганда здорового образа жизни (проведение ежемесячных мероприятий по данной тематике);

4.применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

5.применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.

Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

Подробнее остановимся на работе с детьми, имеющими отклонения в здоровье.

Тесное сотрудничество с медицинским работником школы и наблюдение за учащимися в течение нескольких лет позволило провести диагностику состояния здоровья школьников. Результаты показали, что около 80% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).

  Во многих школах в последнее время открывают спецмедгруппы, в которых проводятся регулярные занятия с детьми с ослабленным здоровьем. Исходя из заболеваний учащихся, составляется специальная программа занятий. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физической культуры. Таким образом, эти занятия носят здоровьесберегающую направленность.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.Основными в подготовительной части являются:

·        упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);

·        беговые упражнения не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);

·        дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Наибольший интерес у школьников вызывают игры с элементами дыхательной гимнастики, когда в ходе игры обучающиеся делают выдох с максимальной силой (игра “Король ветров”) или произносят отдельные звуки, например, игра “Самолетик”.Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы лечебной гимнастики:

с предметами (с гимнастической палкой, мячами); в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах); в положении стоя (у гимнастической стенки).

Предлагаемые упражнения направлены на устранение: нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия. Кроме этого используются комплексы физических упражнений, способствующих улучшению зрения. В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

  Представленная технология здоровьесбережения была реализована на обучающихся 3-6 классов. Полученные результаты говорят о положительной динамике в состоянии здоровья школьников по отдельным показателям.

  Такие занятия позволяют детям поддерживать физическую форму. Со временем происходит полное оздоровление учащихся, и это позволяет им вернуться в основную группу. Происходит закаливание организма и снижается количество заболевших ОРВИ. Всё больше объединяя действия учителя физической культуры, медиков, родителей и преподавателей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьников, можно добиться положительной динамики и при других заболеваниях школьников.

  Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры могут быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях. Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим. Все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами. Все это позволит нам воспитать здоровое поколение."Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса, "компьютерной и телевизионной гиподинамии", становится в высшей степени актуальным и востребованным.

Список  литературы

1.Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.

2.Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. ВАКО, 2007 год.

3.Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / авт.-сост. Т.Н. Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174с.

4. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / авт.-сост. И.В. Чупаха и др. // Научно-практический сборник инновационного опыта.– М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. – 400с.

5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: «ВАКО», 2004. – 296с.

В городских соревнованиях:

2009 году-1место  в Спартакиаде школьников по зимнему Президентскому многоборью.

2009 году - 1 место в традиционном весеннем легкоатлетическом кроссе среди  учащихся  общеобразовательных школ  г. Караганды.

2010 год -1 место  в традиционном весеннем легкоатлетическом кроссе среди  учащихся  общеобразовательных школ  г. Караганды.

2011год-1 место в соревнованиях по зимнему Президентскому многоборью.

В областных  соревнованиях:

2010 год-1 место в Спартакиаде школьников по летнему Президентскому многоборью.

2010 год-1 место в Спартакиаде школьников по зимнему Президентскому многоборью.

2011 год-1 место команда девочек 97-98 года рождения в лыжной эстафете.

2011год-1 место команда девочек 95-96 года рождения в лыжной эстафете.

Призеры Республиканских соревнований по Летнему и Зимнему Президентскому многоборью.

       Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление.

-Предполагается использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. -Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

- Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

-Тесная связь  с родителями.