1.Цели и задачи библиотеки
Цель: Воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей отличить истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов.
Задачи:
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно – библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей;
- Формирование у читателей независимого библиотечного пользователя: обучение пользования книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий; расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
- Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.
II. Основные функции библиотеки
-Образовательная.
-Информационная.
-Культурная.
III. Направления деятельности библиотеки
- Индивидуальная работа с читателями
- Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа
- Информационная работа
- Работа с фондом художественной литературы
- Работа с фондом учебников
- Внедрение новых информационных технологий
- Методическое обеспечение библиотеки
- Массовая работа
1. Индивидуальная работа с читателями
А) изучение читательских интересов;
Б) проведение анкетирования;
В) анализ чтения.
Г) обслуживание читателей
Д) обсуждение прочитанной книги
Е) рекомендации читателям
2. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа
- Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
- Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.
- Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
3. Информационная работа
- Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
- обзоры новых поступлений;
- подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
- помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний МО и т.д.
- Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием :
- на абонементе;
- в читальном зале;
- по предварительному заказу через МБА;
- подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.;
- помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
- проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
- -Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:
- информирование о пользовании библиотекой их детьми;
- выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.
4. Работа с фондом художественной литературы
- Изучение состава фонда и анализ его использования.
- Формирование фонда библиотеки носителями информации.
- Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда
- Комплектование фонда в соответствии с образовательной программой школы.
- Оформление подписки на периодику, контроль доставки.
- Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
- Учет библиотечного фонда.
- Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
- Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов.
- Выдача литературы пользователям библиотеки.
- Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
- Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов)
- Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
- Работа по сохранности фонда:
- организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
- систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
- организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
- обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и сохранности фонда.
- Инвентаризация.
- Обеспечение работы читального зала.
5. Работа с фондом учебников
1. Составление заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.
2. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.
3. Оформление отчетных документов
4. Прием и выдача учебников.
5. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
6. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.
7. Проведение работы по сохранности учебного фонда.
8. Работа с каталогами и картотеками
9. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.
10. Расстановка новых изданий в фонде.
11. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.
12. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию.
13. Инвентаризация учебного фонда
6. Внедрение новых информационных технологий
- Работа с программой «Білімал».
- Оказание помощи в работе с интернетом ученикам и педагогам
- Автоматизация библиотечных операций, ведение электронного каталога«MARQSL»
- Использование электронных носителей информации.
- Работа библиотеки в дистанционном режиме в случае карантина с использованием программы «Классрум», предоставление читателям в данной программе книги для онлайн прочтения, аудиокниги, а также художественный и документальный видео материал из ютуба.
7 . Методическое обеспечение библиотеки
- Участие в семинарах школьных библиотекарей
- Выступления на педсоветах, предметных МО
- Разработка и подготовка массовых мероприятий
- Оформление информационных стендов
- Прохождение курсов повышения квалификации
8. Массовая работа
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
||
1 |
|
||||
1.1 |
Книжная выставка «КонституцияРеспублики Казахстан» |
Август |
Батбаева З.Н. |
||
1.2 |
Экскурсиидля начальной школы в библиотеку |
Октябрь |
Батбаева З.Н. |
||
1.3 |
Книжная выставка «Казахстан 2050» |
Ноябрь |
Батбаева З.Н.
|
||
1.4 |
Книжная выставка «День первого Президента» |
Декабрь |
Батбаева З.Н. |
||
2 |
Краеведческая работа: |
|
|
||
2.1 |
Книжная выставка «Экскурсия в историю Караганды» |
Февраль |
Батбаева З.Н. Уфет Х. |
||
2.2 |
Книжная выставка «Экология и мы» |
Февраль |
Батбаева З.Н. Байбусынова А.А.. |
||
2.3 |
Видеоролик и обзор книжной выставки «Мой город-моя Караганда!» |
Февраль |
Батбаева З.Н. Кашаубаева А.Ж. |
||
2.4 |
Книжная выставка, посвященная празднику «1 мая»: «Казахстан- территория дружбы и единства» |
Май |
Батбаева З.Н. |
||
3. |
Профориентационная работа |
||||
3.1 |
Слайд-презентация «Шахтерской профессии почёт и уважение!» |
Август |
Батбаева З.Н.
|
||
3.2 |
Книжная выставка «В мире профессий» 9- классы |
Ноябрь |
Батбаева З.Н. Садыкова А.Р. |
||
3.3 |
Конкурс рисунков «Все работы хороши» 1-4 классы |
Декабрь |
Батбаева З.Н. Кл.рук.нач.кл. |
||
3.4 |
Оформление книжной выставки «Я выбираю профессию» |
Март |
Батбаева З.Н.
|
||
4. |
Духовно - нравственное воспитание |
||||
4.1 |
Книжная выставка«Моя семья- мое богатство» |
Сентябрь |
Батбаева З.Н.
|
||
4.2 |
Книжная выставка «День национальной валюты РК» |
15 ноября |
Батбаева З.Н.
|
||
4.3 |
185 лет со дня рождения Ч.Валиханова (1835-1865) Слайд-презентация |
1 Ноября |
Батбаева З.Н. Мадет А. |
||
4.4 |
135 лет со дня рождения М.Дулатова(1885-1935)Книжная выставка |
21 Ноября |
Батбаева З.Н. |
||
4.5 |
175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева(1845-1904) |
10 Августа |
Батбаева З.Н. |
||
4.6 |
Книжная выставка «16 декабря - День независимости РК» |
Декабрь |
Батбаева З.Н.
|
||
4.7 |
Викторина и презентация «Новогодний карнавал» |
Декабрь |
Батбаева З.Н. 1-4 классы
|
||
4.8 |
Онлайн чтения «Сказки о зиме» |
Январь |
Батбаева З.Н. 1-4 классы |
||
4.9 |
Видео -презентация«Афганистан в сердце моем» |
10 февраля |
Батбаева З.Н. |
||
4.10 |
Книжная выставка «Счастливое детство» |
12 февраля |
Батбаева З.Н. 1-4 классы |
||
4.11 |
Книжная выставка «1 марта- день ГО и ЧС» |
25 февраля |
Батбаева З.Н.
|
||
4.12 |
Тематическая выставка «1 марта- День благодарности» |
25 февраля |
Батбаева З.Н. |
||
4.13 |
Интерактивный обзор литературы по книжной выставке: «Сказки народов мира» 3-4 классы |
Март |
Батбаева З.Н. 1-4 классы |
||
4.14 |
Книжная и электронная выставки к празднику Наурыз «Под единым шаныраком» |
Март |
Батбаева З.Н. |
||
4.15 |
Книжная и электронная выставки «Книга вместо интернета» |
Апрель |
Батбаева З.Н. |
||
4.16 |
Книжная выставка «12 апреля- День космонавтики» |
Апрель |
Батбаева З.Н. |
||
4.17 |
Книжная выставка «1 мая- День единства народов Казахстана» |
Апрель |
Батбаева З.Н. |
||
4.18 |
Мероприятия, посвященные Дню Победы:
«Дети военной поры…» 5-6классы «Час мужества» 7-8 классы «Подвиг живет вечно» 9-классы |
Май |
Батбаева З.Н. Уфет Х. |
||
4.19 |
110 лет со дня рожденияБ.Момышулы(1910-1982)Слайд-презентация |
24 декабря |
Батбаева З.Н. |
||
5. |
Формирование ЗОЖ |
||||
5.1 |
«Знание ПДД - залог безопасности на дороге» - беседа, показ мультфильма «Мой приятель- Светофор!» 1-2 классы |
Сентябрь |
Батбаева З.Н. 1-4 классы |
||
5.2 |
Книжная выставка «Главное богатство - здоровье» |
Октябрь |
Батбаева З.Н. |
||
5.3 |
Книжная выставка «Детство без жестокости и насилия» |
Ноябрь |
Батбаева З.Н. |
||
5.4 |
Книжная выставка «Правильное питание- путь к здоровью» |
Ноябрь |
Батбаева З.Н. |
||
5.5 |
Книжная выставка «1 декабря- всемирный день борьбы со СПИДом» |
26ноября |
Батбаева З.Н. |
||
6 |
Проект «Чтение в радость» |
||||
6.1 |
Участие в общешкольном проекте «50 книг» |
Постоянно |
Батбаева З.Н., Филологи |
||
6.2 |
READx-по пректу «50 книг» |
Март |
Батбаева З.Н., Филологи |
||
6.3 |
|
Постоянно |
Батбаева З.Н.,
|
||
6.4 |
«Декада детской книги»
2 «Б» класс «Творчество С. Маршака»,90 лет стихотворению «Вот какой рассеянный».Выразительное чтение стихотворения. С.Муратбеков «Жусан иісі» .Пересказ. 4 «Б» класс «Творчество Н. Носова»,55 лет роману-сказкеН.Носова «Незнайка на луне». Интанационное чтение полюбившихся эпизодов. 5 «А» класс «Творчество Ш.Перро»Составление плана по творчеству.80 лет(1940) повести А.Гайдара «Тимур и его команда» 3 «Б» класс «Творчество Братьев Гримм». Сказка «Алдар Косе и жадный бай» Творческий пересказ переводов. 2 «А» класс«Творчество И. Алтынсарина». Сказка «Сын бая и сын бедняка»Инценированный диалог. 3 «А» класс «Творчество Абая Кунанбаева»Цикл стихов «Времена года» .Выразительное чтение стихов.В.Аставьев «Зачем я убил коростеля».Беседа по рассказу. 6 классы : «Легенды и мифы Казахстана».Театрализованная постановка. 7 классы: «Творчество Б. Сокпакбаева» Цитатный план по творчеству.Образ мальчика Кожы. 8 классы: Ч.Айтматов «Первый учитель» .Дюйшен и его ученики.Инсценированный эпизод. 9 классы :90 лет А.Алимжанову.Обзор книги «Караван идет к солнцу»,К 150-летию творчество А.И.Куприна «Гранатовый браслет».Аналитическая беседа.К 125-летию С.А.Есенина «Отговорила роща золотая...»Конкурс чтецов.
Акция «Прочитай эту книгу!»школьники делают закладку-рекомендацию в прочитанной библиотечной книге.
|
1.10.2020-10.10.2020
22октября 23ноября 12января 24 февраля 6 октября Сентябрь
Март 15 октября Декабрь
Апрель
|
Батбаева З.Н., учителя нач. школы, филологи
Батбаева З.Н.,учителя нач. школы, филологи
|
||
6.5 |
«Книжный хит-парад» «Смотрите, что мы читали!» Выставка поделок, рукописных книг, иллюстраций, закладок- рекомендаций |
Май |
Батбаева З.Н., Кл.рук-ли |
||