Адаптация первоклассников к школьному обучению.
Уважаемые родители!
Учение в школе – это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково "вживаются" в новые условия жизни – школьное обучение.
Наблюдается 3 уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
1) Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2) Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3) Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится у школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовиться нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по имени и фамилии лишь часть одноклассников.
Если же первоклассник не справляется с учебной деятельностью, испытывает трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем, проявляет агрессию, отказывается от выполнения заданий, игнорирует нормы и правила, имеет жалобы на соматическое здоровье, то в этом случае речь уже идет о школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация – результат нарушения приспособления ребенка к тем или иным условиям школьной среды
Выделяют несколько типов дезадаптации:
Интеллектуальная – нарушения или отставания в развитии мышления ребенка; Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение); Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми; Соматическая – отклонения в здоровье ребенка; Эмоциональная – Эмоциональные трудности, тревоги и переживания по поводу проблем в школе.Каждому родителю необходимо знать, что любое из проявлений школьной дезадаптации в поведении ребенка требует вмешательства взрослых. При обнаружении признаков низкого уровня адаптации или дезадаптации необходимо обратиться с запросом к школьному психологу.