Семейное воспитание
как фактор социализации личности
Заблоцкая И.
Семья является одним из социальных институтов, выполняющих в обществе функции воспитания и социализации. Однако, роль семьи несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для полноценной жизни в обществе. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором успешного воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.
Уникальность семейного воспитания может быть обоснована следующими его особенностями:
Øсемейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. По мере взросления детей родительская любовь становится одним из ресурсов развития личности и выполняет функции поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека, выступает источником и гарантией благополучия, поддержания его душевного и телесного здоровья.
Øдоминирующее влияние семьи приходится на периоды наибольшей восприимчивости ребенка к различным видам воздействия, которые в психологии получили название «сенситивных» или «импритинговых» пиков детства. В детстве благодаря чрезвычайной гибкости нервной системы интенсивно идет процесс освоения знаний, формирование интеллекта и эмоциональной сферы, норм общения, простейших видов деятельности, определяются индивидуальные особенности, черты характера, морально-волевые установки. В раннем возрасте ребенок непосредственно воспринимает воздействие внешней среды, получая первичный, наиболее прочный социальный опыт. Поэтому, навыки, умения, привычки и даже некоторые черты характера, сформировавшиеся в раннем возрасте, обладают особой устойчивостью и с трудом поддаются последующим преобразованиям. Таким образом, от результатов семейного воспитания ребенка в раннем возрасте зависит успешность дальнейшего развития ребенка в будущем.
ØСемья - не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.
ØПредставляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
В связи с этим семейное воспитание уникально: оно формирует все стороны развивающейся личности, осуществляется в течение многих лет и основано на эмоциональных отношениях между членами семьи.
В социальной педагогике определены следующие функции семьи в процессе социализации:
Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека.
В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах её влияние остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью или фимининностью. Как выяснилось, решающее значение в этом процессе имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учёбе и во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремление к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет существенное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение их семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации её членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Все это делает семью очень важным и незаменимым звеном в общей системе социализации и развития личности.
Таким образом, семья обеспечивает условия для социализации, характер и результаты которой определяются такими ее объективными характеристиками как:
1) состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов;
2) позиция ребенка в семье, включающая его роли в семье;
3) основные воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;
4) стиль воспитания в семье — можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиблингов);
5) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи — нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.
Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающая зависимость между успешностью формирования и развития личности, социализации от характера воспитательного влияния семьи.
Современные семьи весьма разнообразны, и от их характеристик будет зависеть, каким содержанием наполнится в них социализация детей и каковы будут ее результаты.
В каждой семье воспитание требует от родителей, других агентов социализации определенных знаний и умений, социализационной компетентности. К сожалению, в современных семьях складывается определенная, но далеко не всегда осознанная система воспитания, в которой процессы воспитания и социализации носят стихийный, неконтролируемый характер. Поэтому необходима разработка специальных программ социализации детей, которые необходимо дополнить дифференцированными программами воспитания самих родителей, направленных на их просвещение в педагогическом и психологическом планах.
Литература:
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.:2007.-224 с.
2. Андреева Т.В. Семейная психология:учебное пособие.-Спб.:Речь, 2004.-244 с.
3. Мирдиянова Б.М. Воспитательный потенциал и функции семьи в формировании социального опыта у детей.
4. Асадуллина М. Н. Роль семьи в воспитании ребенка.
5. Усманов Б.Ф. Социализационная компетентность в семейном воспитании: программно-целевой подход.