Методическая тема школы:
Повышение качества обучения через использование новых технологий, развитие познавательной и творческой активности школьников.
Задачи:
- продолжить работу по обновлению постоянно действующего информационного банка нормативно - правовой документации, организовать её изучение членами педагогического коллектива, своевременно вносить коррективы в норматино - распорядительную базу школы;
- продолжить дальнейшую информатизацию образовательного процесса и совершенствование педагогического мастерства через повышение информационных компетенций;
- использовать здоровьесберегающие технологии в управлении, обучении и воспитании, организовать работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни;
-направить мотивационную деятельность педагогического коллектива на создание индивидуально- дифференцированного подхода в обучении и воспитании;
- формировать позитивное отношение к процессу обучения и воспитания всех участников образовательного процесса;
- повысить результативность работы с одаренными детьми;
- создать психологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального и нравственного развития личности школьника.
Сохранение и увеличение контингента учащихся является одним из показателей успешной деятельности школы. За последние три года наблюдается увеличение количественного состава учащихся. Следует отметить положительную динамику наполняемости классов.
Функции внутришкольного контроля тесно связаны с другими функциями контроля, прежде всего с педагогическим анализом (Руководитель анализирует причины и условия расхождений между целями и результатами работы, получая информацию об этих расхождениях в ходе контроля).
В осуществлении контроля важны профессионализм и компетентность проверяющего, т.к. контроль оказывает огромное влияние на личность учителя:
- молодому учителю он помогает в профессиональном становлении;
- опытному, творческому учителю - помогает в укреплении его профессиональной
позиции и авторитета в школе.
Цель ВШК за УВП: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного общеобязательного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы.
Задачи:
1. Диагностировать состояние УВП, выявлять отклонения от запланированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создавать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества «учитель-ученик», «руководитель-учитель».
2. Сформировать у уч-ся ответственное и заинтересованное отношение к овладению знаниями, умениями, навыками.
3. Обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть факультативов, индивидуальных занятий и дополнительного образования.
4. Повысить ответственность учителей, осуществить внедрение новых, передовых, инновационных, интенсивных методов и приемов работы в практику преподавания учебных дисциплин.
5. Совершенствовать систему контроля за состоянием и ведением школьной документации.
6. Обеспечить эффективность осуществления контрольной функции управления УВП через соблюдение основных принципов контроля, использование его разнообразных видов, форми методов.
Общие требования к организации контроля в школе:
- плановость – перспективное, текущее и оперативное планирование контроля;
- системность – создание системы проведения контроля, обеспечивающей его регулярность, оптимальность, всесторонность;
- многосторонность – охват основных сторон деятельности школы в течение учебного года;
- дифференцированность – учет индивидуальных особенностей педагогов в процессе осуществления контроля;
- интенсивность – контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности ее проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и сотрудников школы;
- организованность – процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и должна быть строго соблюдена в соответствии с соблюдением требований законодательства;
- объективность проверка деятельности учителей на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, должна учитывать особенности условий, в которых трудится проверяемый, а также особенности его личности;
- результативность (действенность) – наличие позитивных изменений в деятельности педагога, устранение выявленных в ходе контроля недостатков.
- компетентность проверяющего – знание им предмета и методики контроля, умение видеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проанализировать с проверяемым результаты контроля таким образом, чтобы вызвать у него стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков.
Основные недостатки существующей практики внутришкольного контроля:
1. Отсутствие системы контроля: нет распределения объектов контроля среди руководителей школы.
2. Формализм в организации контроля:
- отсутствие четких целей;
- отсутствие объективных критериев оценки;
- не проводится обсуждения результатов контроля и отслеживания последующего процесса коррекции и регулирования деятельности (педагога, МО);
- стремление руководителей к количественным показателям осуществления контроля (сколько уроков и внеклассных мероприятий посещено и т.п.);
- планирование излишних контрольных мероприятий, что ведет к перегрузке руководителей, занятых контрольной деятельностью (и, как следствие, педагогов);
- отсутствие гуманистического характера в осуществлении контроля.
3. Односторонность контроля:
- контроль только за процессом функционирования школы;
- контроль, как правило, лишь некоторых направлений процесса функционитрования школы (уроки, внеклассные мероприятия и т.п.);
Основные функции внутришкольного контроля:
- Диагностическая – оценка степени усвоения учебных программ, уровня обученности школьников, уровня профессиональной компетентности педагогов;
- Обучающая – повышение мотивации и индивидуализации темпов обучения;
- организующая– совершенствование организации образовательного процесса за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения.
- Воспитывающая – выработка структуры ценностных ориентаций.
Формы контроля:
Классно-обобщающий контроль
1.Обоснование контроля– Существенной причиной постановки класса под контроль служит качество ЗУН. Очевидно, что на этот показатель существенно влияют качество работы с классом учителей-предметников, классного руководителя, родителей, а также уровень психологической атмосферы в классе.
Классы с самым низким уровнем ЗУН обязательно ставятся на данный контроль.
2 Формулирование цели –Выяснить причины низкой успеваемости в классе, разработать программу их устранения.
3. Предварительный сбор информации – О состоянии обучения в прошлом учебном году: имеющие одну-две «тройки», «двойки» по предметам, о состоянии посещаемости уроков. (Информацию готовит кл. руководитель).
Проверяющий готовит информацию о состоянии дисциплины уч-ся на уроке.
4. Схема контроля
Объект контроля |
Вопросы контроля |
Методы контроля |
1. Персональный контроль работы учителей, имеющих наибольшее кол-во неуспевающих, наибольшее кол-во пропусков уроков |
*Наличие системы контроля и учета ЗУН *Уровень требований к ЗУН уч-ся *Дифференциация обучения *Доступность объяснения *Методы оказания уч-ся дифференцированной помощи |
Беседы |
2. Работа кл. рук-ля |
* Планирование деят-сти * Своевременность выставления оценок в дневниках уч-ся * Работа с классным журналом * Работа с родителями * Внеклассные мероприятия * Индивидуальная р-та с уч-ся |
Работа с документацией Наблюдение, беседы с родителями
Анкетирование уч-ся
|
3. Учеба уч-ся |
Контроль уч-ся,имеющих наименьшие успехи в учебе, наибольшее кол-во пропусков |
Наблюдение при посещении уроков |
4. Психологическая атмосфера в классе |
Наличие конфликтных отношений между уч-ся, уч-ся и учителями, уч-ся и родителями, учителями и родителями |
Анкетирование учащихся |
5. Выводы по результатам контроля
В ходе проверки выявлены следующие причины низкой успеваемости учащихся:
- управленческие решения по итогам проверки
Объект контроля |
Возможные управленческие решения |
Учитель |
· Обобщить опыт работы учителя · Заменить учителя в классе · Разработать методические рекомендации · Назначить наставника · Предупредить об исполнении своих должностных обязанностей · Поставить учителя на персональный контроль · Объявить взыскание |
Ученик |
· Перевести ученика в другой класс · Поставить ученика на ВШК · Организовать индивидуальную помощь со стороны уч-ся или учителя · Объявить выговор за нарушение требований Устава школы |
Классный руководитель |
· Обобщить опыт кл. руководителя · Заменить кл. руководителя · Установить персональный контроль деят-ти кл. руководителя · Оказать методическую помощь кл. руководителю · Назначить наставника · Предупредить об исполнении своих должностных обязанностей · Поставить учителя на персональный контроль · Объявить взыскание |
Родители |
· Обязать родителей ежедневно посещать школу · Предупредить об исполнении родительских обязанностей · Направить на консультацию к шк. Психологу с целью оказания помощи · Поставить семью на ВШУ · Направить представление в ГДН |
Определение срока промежуточного контроля |
Результаты контроля оформить приказом по школе, указать в нем срок повторной проверки |
6.Обсуждение итогов предварительного контроля:
- на малом педсовете;
- на классном ученическом собрании;
- на классном родительском собрании;
- на педагогическом консилиуме;
Фронтальный контроль
1. Обоснование контроля
Причинами фронтального контроля могут быть:
- низкое качество знаний по определенному предмету;
- апробация вновь введенного предмета;
- обобщение опыта преподавания определенного предмета;
2. Формулирование цели
Провести фронтальную проверку работы по апробации вновь введенного предмета
3. Схема контроля
Объект контроля |
Вопросы контроля |
Исполнитель (методы контроля) |
1. Методика преподавания |
Соответствие содержания целям введения предмета |
Зам. директора по НМР(работа с документацией, рабочей программой учителя, беседы) |
2.Методика преподавания
2. Умения обучающихся |
Особенности методики Потенциал творческой активности уч-ся на уроке Дифференцированный подход в работе с обучающимися. Степень интереса обучающихся к предмету |
Зам. директора по УВР Руководители МО (наблюдения на уроках, беседа с учителями) Психолог (анкетирование)
Зам. директора по УВР Руководители МО (АКР в классах) |
3. Мастерство учителя |
Влияние работы с вновь введенным предметом на рост профессиональной компетентности педагога |
Зам. директора по УВР(беседы)
|
3. Выводы по результатам контроля
- установлена степень соответствия состояния преподавания предмета поставленным целям;
-выработаны общие методические требования к преподаванию предмета;
-внесены необходимые корректировки в программу предмета;
-установлены аргументы в пользу преподавания данного предмета другими педагогами школы;
-рекомендовано готовить программу для рецензирования методистами и психологами;
Управленческие решения по итогам проверки:
Объект контроля |
Возможные управленческие решения |
1. Содержание предмета |
Откорректировать и подготовить для распространения в параллели программу, разработанную данным учителем. Более детально разработать определенный раздел в данной программе |
2. Методика преподавания |
При введении данного предмета обязать всех учителей выполнять следующие методические требования:… Подготовить и провести открытые уроки для обмена методическим опытом следующих учителей:… Отстранить учителя… от преподавания данного предмета |
3. Обсуждение итогов предварительного контроля
- на заседании методического совета;
-на заседании МО;
-на родительских собраниях;
Тематический контроль
1. Обоснование контроля
Тематический контроль проводится при:
- реализации программы развития;
- работа в режиме экспериментальной площадки;
- введении новшества;
- текущем контроле (режиме циклограммы);
2. Формулирование цели
Определить степень готовности педколлектива и родителей к решению указанной проблемы, определить уровень теоретической подготовки педагогов, проанализировать имеющийся педагогический опыт по данной проблеме.
2. Схема контроля
Объект контроля |
Вопросы контроля |
Исполнитель (методы контроля) |
1. Учитель, кл. руководитель |
Наличие актуальности конкретной проблемы. Теоретическая подготовленность к решению проблемы. Определение имеющегося педагогического опыта по этой проблеме. |
Зам. директора по УВР, НМР, психолог(тестирование)
Зам. дир.НМР, ВР, психолог,руководители МО, кл. руководители (открытое анкетирование, беседы, наблюдение, анализ документации) |
2. Родители |
Наличие понимания актуальности конкретной проблемы. Теоретическая подготовленность к решению проблемы. Определение имеющегося педагогического опыта по этой проблеме. |
Зам. дир.НМР, ВР, психолог,руководители МО, кл. руководители (тестирование на родительских собраниях) |
4. Выводы по результатам контроля
Определить:
- программу работы психолога по формированию у учителей и родителей убежденности в решении данной проблемы;
- программу теоретического обучения учителей и родителей по данной проблеме;
- сроки и структуру последующего контроля;
5. Обсуждение итогов предварительного контроля
- на педагогическом совете;
- на родительских собраниях;
Персональный контроль
При планировании персонального контроля следует учитывать такие способы управленческой деятельности, как дифференциация и индивидуализация. Эффективность персонального контроля существенно повысится, если:
- вести в течение учебного года анализ продуктивности деятельности каждого педагога конкретные методические рекомендации, после чего регулярно заслушивать отчеты педагогов об их выполнении.
При проведении персонального контроля рекомендуется дифференцировать педагогов на следующие группы:
Группы педагогов (по уровню их профессиональной компетентности) |
Цель контроля |
Исполнитель контроля |
1.Компетентность и добросовестность очевидны |
Определить уровень продуктивности |
Сам педагог (самоконтроль) |
2.Мастера своего дела, но нуждаются в новых идеях |
Увлечь идеей (собеседование, посещение уроков по приглашению учителя) |
Зам. дир.по НМР или УВР, рук-ли МО
|
1. Нуждаются только в методическом контроле |
Оказать методическую помощь (посещение уроков, собеседование)
|
Зам. дир.по НМР или УВР, рук-ли МО
|
2. Недостаточная добросовестность, профессиональная инфантильность |
Определить уровень профессионализма (посещение уроков, собеседование) |
Администрация |
3. Вновь принятые на работу ( молодые учителя и учителя со стажем) |
Оказать методическую помощь, определить прогноз педагогического потенциала молодого учителя. Проверить уровень профессионализма вновь принятого педагога со стажем работы (посещение уроков, собеседование) |
Администрация, руководители МО |
|
|
|
Обзорный контроль
Такой контроль проводится ежегодно в режиме циклограммы с целью получения информации о ходе процессов функционирования и развития школы (состояние материальной базы кабинетов, обеспеченность учебно-методической литературой).