Қарағанды қ. білім бөлімінің білім беру ұйымдары

Социально-психологическая служба

 

Руководитель отдела социально-психологической службы, методист по работе с одарёнными детьми

 

Лаверженцева Евгения Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

Основной функцией социально-психологической службы является:

прогностическая, исследовательская, аналитическая и консультативная деятельность сложившегося социально-психологического климата в учебных заведениях города и определение критериев, способствующих формированию комфортных условий для развития и саморазвития личности, работа с одарёнными детьми,  а также анализ проблем и потребностей педагогов, учащихся и родителей при планировании учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности.

 

 

 

Направления работы:

 

1. Организация работы педагогов-психологов для содействия в учебно-воспитательном процессе

 

2. Работа с одарёнными детьми

 

3. Социальная поддержка одарённых детей 

 

 

 

Работа с одарёнными детьми

 

 

Направление работы:

 

 

1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

 

 

2. Работа по выявлению одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась.

 

3. Работа со способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их

 

4. Социальная поддержка одарённых детей 

Цели и задачи, поставленные на 2010-2011 учебный год

 

 

 

Создание интеллектуального и творческого потенциала города, формирование профессиональной элиты.

 

 

Разработка, обоснование и экспериментальная проверка форм и методов деятельности педагогов (обобщение опыта работы) для выявления и развития одаренности учащихся.

 

 

 

Формы работы  с учащимися и педагогами:

 

1. Обучающие семинары, практикумы, консультации, интернет-форумы;

 

2. Дистанционное обучение;

 

3. Предметные олимпиады;

 

4. Научно-практические конференции;

 

5. Интеллектуальные марафоны, конкурсы, соревнования.

 

 

 

Основные документы:

 

1.Городская Программа «Одаренные дети»;

 

2. Положение о работе с одаренными детьми;

 

3. Положение о научном обществе (гимназии, лицея, школы);

 

4. Положение о проведении городского тура олимпиады по основам наук;

 

5. Положение о портфолио учащегося (школы, гимназии, лицея);

 

6. Банк данных «Одарённый ребёнок» (3418)

 

7. Банк данных «Отличник» (4210) 

 

 

 

Методы работы:

 

1. Работа в школах города, работающих с одаренными детьми и детьми,  имеющими повышенную мотивацию к обучению, строится по плану, включающему следующие разделы:

 

2. Контроль за качеством обучения

 

3. Мониторинг развития учебной мотивации

 

4. Ведение карты индивидуального развития учащегося

 

5. Индивидуальные и групповые консультации

 

6. Участие одаренных детей в интеллектуальных соревнованиях и предметных олимпиадах разных уровней

 

7. Проведение бесед и консультаций для родителей по вопросам личностного роста детей с повышенными способностями

 

8. Использование в работе сети Интернет, мультимедийных лабораторий (где они есть), передовых информационных технологий при подготовке учащихся к олимпиадам, в учебно-исследовательской работе и проектной деятельности

 

9. Самостоятельная работа учащихся в школьных и городских библиотеках. 

 

"Ученик года - 2012". Положение.

 

 

 

 

Методист по работе с психологами

 

Караленя Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

1.Цели:

 

 

 

 

 

 

 

содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех других участников образовательного процесса;

 

 

 

 

 

 

 

содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

 

 

 

 

 

 

 

оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

 

 

 

 

 

 

 

содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

 

 

 

 

 

 

 

Задачи Службы:

 

 

 

 

 

 

 

- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

 

 

 

 

 

 

 

- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на -каждом возрастном этапе развития личности;

 

 

 

 

 

 

 

- формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

 

 

 

 

 

 

 

- повышение психологической культуры педагогических коллективов и каждого педагога в отдельности, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

 

 

 

 

 

 

 

- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;

 

 

 

 

 

 

 

- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и развитии обучающихся;

 

 

 

 

 

 

 

- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

 

 

 

 

 

 

 

- участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

 

 

 

 

 

 

 

- содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

 

 

 

 

 

 

 

- содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии;

 

 

 

 

 

 

 

- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса в индивидуальном или групповом режиме.

 

 

 

 

 

Роль психологического обеспечения системы образования в настоящее время значительно повысилась. Приоритетным стало развитие личности, ее социализация и самореализация, а это предполагает совершенствование педагогических подходов за счет повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Главный помощник педагогам в решении этой  задачи –  педагог-психолог. 

 

На сегодняшний день численность психологических работников составляет 141 человек. Многие руководители образовательных учреждений, учителя, родители все больше осознавали полезность психологической службы. Это сформировало в обществе потребность в практических психологах. Если  в 2006 году в образовательных организациях количество психологов составляло 118 человек, то в 2010 году потребность в специалистах возросла. Так в 60%  школьных учреждениях (48)  уже имеют по два специалиста, а в 40% (32 школы) имеют одного психолога.

 

В течении 5-и последних лет состав психологов города остаётся стабильным. В коллективе работают как опытные (40,4%) так и начинающие педагоги-психологи (59,6%). Несмотря на то, что основную массу специалистов составляют молодые психологи, они успешно обучаются и получают профессиональную помощь у  методиста ОО и творческих специалистов со стажем (это курируемые школы – 9, 45, 53, 68, 77,  81,95, 97, техлицей).

 

Работа городского методического объединения психологов отличается стабильностью и высоким профессиональным интересом его участников. Можно отметить, что практически все психологи имеют настрой на взаимодействие, высокую профессиональную мотивацию, заинтересованы в личностном и профессиональном росте. Подтверждение тому посещаемость заседаний МО, активность и креативность психологов города.

 

Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор её модели, т.е. модели, соответствующей условиям, запросам, потребностям самих педагогов-психологов, а также  педагогов и руководителей конкретного образовательного учреждения.

 

Если раньше работа МО проходила в 3 этапа, по трем направлениям:

 

 

 

 

 

 

Организация работы методических объединений  педагогов-психологов  ОУ 1 раз в месяц;

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование, планирование и организация ПКП с ОИПКРО и РИПК; Создание базы данных о психологах; Обобщение и распространение передового опыта;

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг психического развития учащихся,

 

 

 

 

 

   

то на сегодняшний день в системе методического обеспечения практической деятельности педагогов-психологов города определены направления, способствующие научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи педагогам и администрации во внедрении новшеств.

Организационное и научно-методическое обеспечение деятельности МО педагогов-психологов обеспечивают  повышение, совершенствование уровня их профессиональной компетентности и мастерства.

Определяя формы  и методы работы методического объединения психологов  как всегда основной акцент был сделан на:

 

 

 

 

 

 

 

«Мастер-класс» по девиантными, трудным подросткам, склонных к суициду и правонарушениям;

 

 

 

 

 

 

«Школа становления молодого психолога» тематические консультации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Школа исследователя»;

 

 

 

 

 

 

Творческие группы и лаборатории;

 

 

 

 

 

 

 

 

«ЭксПо МК» — экстренная помощь молодому коллеге;

 

 

 

 

 

 

Теоретические и практические семинары на основе опыта работы;

 

 

 

 

 

 

 

 

семинары-тренинги с приглашением ведущих тренеров города, общественных объединений.

 

 

 

 

     Анализируя мероприятия по направлениям и видам деятельности, используя вышеуказанные формы работы, можно отметить, что ежегодные городские МО насыщенны, интересны, эффективны и полезны.

 

 

Проведено:

 

 

 

 

 

 

14 (+ 6 в 2010/2011 г)  семинаров направленных на приобретение теоретически - практических навыков (ОСШ № 1,13, 17, 25, 32, 34, 38, 45, 53, 60, 66, 68 );

 

 

 

 

 

 

 

9 (+ 6 в 2010/2011 г) мастер – классов (ОСШ № 9, 17, 25, 32,34, 38, 45,52, 53,54, 68, 77, 81, техлицей);

 

 

 

 

 

 

 

«Школа становления молодого психолога» - 8 (+ 6 в 2010/2011 г) тематических консультаций; 

 

 

 

 

 

 

 

«ЭксПо МК» — экстренная помощь молодому коллеге – 49 (+ 26 в 2010/2011 г) индивидуальных консультаций;

 

 

 

 

 

 

 

пройдены курсы  РИПК – 9 психологов, ОИПК – 40 психологов, Проблемные курсы ПК – 67 психологов.

 

 

 

 

 

 

 

1 -Интерактивный урок по профилактике суицида (ШГ № 45);

 

 

 

 

 

 

 

С 8.12-10.12.09 года прошел трехдневный Республиканский семинар-тренинг по компьютерной диагностической программе «Способ раннего выявления рисков формирования и развития зависимости от психоактивных веществ у учащихся среднеобразовательных школ. Семинар, проводился на уровне программы национальной безопасности Правительства РК, на базе ОСШ № 8. Материалы семинара представляли собой методическое пособие по организации специального занятия по тестированию уровней психологического здоровья – устойчивости к вовлечению в современные социальные эпидемии среди учащихся, с использованием специальных компьютерных программ, которые были розданы в последний день семинара пилотным школам, участвующих в программе.

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того,  в рамках МО обычно существует ресурсная база материалов, которыми психолог может воспользоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О МО психологов

 

 

 

 

 

 

Положение о методическом объединении психологов

 

 

 

 

 

 

 

Положение ШПС

 

 

 

 

 

 

Что такое психологическая служба в школе и как она работает

 

 

 

 

 

 

_kz