Руководитель отдела социально-психологической службы, методист по работе с одарёнными детьми
Лаверженцева Евгения Викторовна
Основной функцией социально-психологической службы является:
прогностическая, исследовательская, аналитическая и консультативная деятельность сложившегося социально-психологического климата в учебных заведениях города и определение критериев, способствующих формированию комфортных условий для развития и саморазвития личности, работа с одарёнными детьми, а также анализ проблем и потребностей педагогов, учащихся и родителей при планировании учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности.
Направления работы:
1. Организация работы педагогов-психологов для содействия в учебно-воспитательном процессе
2. Работа с одарёнными детьми
3. Социальная поддержка одарённых детей
Работа с одарёнными детьми
Направление работы:
1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
2. Работа по выявлению одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась.
3. Работа со способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их
4. Социальная поддержка одарённых детей
Цели и задачи, поставленные на 2010-2011 учебный год
Создание интеллектуального и творческого потенциала города, формирование профессиональной элиты.
Разработка, обоснование и экспериментальная проверка форм и методов деятельности педагогов (обобщение опыта работы) для выявления и развития одаренности учащихся.
Формы работы с учащимися и педагогами:
1. Обучающие семинары, практикумы, консультации, интернет-форумы;
2. Дистанционное обучение;
3. Предметные олимпиады;
4. Научно-практические конференции;
5. Интеллектуальные марафоны, конкурсы, соревнования.
Основные документы:
1.Городская Программа «Одаренные дети»;
2. Положение о работе с одаренными детьми;
3. Положение о научном обществе (гимназии, лицея, школы);
4. Положение о проведении городского тура олимпиады по основам наук;
5. Положение о портфолио учащегося (школы, гимназии, лицея);
6. Банк данных «Одарённый ребёнок» (3418)
7. Банк данных «Отличник» (4210)
Методы работы:
1. Работа в школах города, работающих с одаренными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, строится по плану, включающему следующие разделы:
2. Контроль за качеством обучения
3. Мониторинг развития учебной мотивации
4. Ведение карты индивидуального развития учащегося
5. Индивидуальные и групповые консультации
6. Участие одаренных детей в интеллектуальных соревнованиях и предметных олимпиадах разных уровней
7. Проведение бесед и консультаций для родителей по вопросам личностного роста детей с повышенными способностями
8. Использование в работе сети Интернет, мультимедийных лабораторий (где они есть), передовых информационных технологий при подготовке учащихся к олимпиадам, в учебно-исследовательской работе и проектной деятельности
9. Самостоятельная работа учащихся в школьных и городских библиотеках.
"Ученик года - 2012". Положение.
Методист по работе с психологами
Караленя Ольга Александровна
1.Цели:
содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех других участников образовательного процесса;
содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи Службы:
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на -каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- повышение психологической культуры педагогических коллективов и каждого педагога в отдельности, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и развитии обучающихся;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
- содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии;
- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса в индивидуальном или групповом режиме.
Роль психологического обеспечения системы образования в настоящее время значительно повысилась. Приоритетным стало развитие личности, ее социализация и самореализация, а это предполагает совершенствование педагогических подходов за счет повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Главный помощник педагогам в решении этой задачи – педагог-психолог.
На сегодняшний день численность психологических работников составляет 141 человек. Многие руководители образовательных учреждений, учителя, родители все больше осознавали полезность психологической службы. Это сформировало в обществе потребность в практических психологах. Если в 2006 году в образовательных организациях количество психологов составляло 118 человек, то в 2010 году потребность в специалистах возросла. Так в 60% школьных учреждениях (48) уже имеют по два специалиста, а в 40% (32 школы) имеют одного психолога.
В течении 5-и последних лет состав психологов города остаётся стабильным. В коллективе работают как опытные (40,4%) так и начинающие педагоги-психологи (59,6%). Несмотря на то, что основную массу специалистов составляют молодые психологи, они успешно обучаются и получают профессиональную помощь у методиста ОО и творческих специалистов со стажем (это курируемые школы – 9, 45, 53, 68, 77, 81,95, 97, техлицей).
Работа городского методического объединения психологов отличается стабильностью и высоким профессиональным интересом его участников. Можно отметить, что практически все психологи имеют настрой на взаимодействие, высокую профессиональную мотивацию, заинтересованы в личностном и профессиональном росте. Подтверждение тому посещаемость заседаний МО, активность и креативность психологов города.
Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор её модели, т.е. модели, соответствующей условиям, запросам, потребностям самих педагогов-психологов, а также педагогов и руководителей конкретного образовательного учреждения.
Если раньше работа МО проходила в 3 этапа, по трем направлениям:
Организация работы методических объединений педагогов-психологов ОУ 1 раз в месяц;
Прогнозирование, планирование и организация ПКП с ОИПКРО и РИПК; Создание базы данных о психологах; Обобщение и распространение передового опыта;
Мониторинг психического развития учащихся,
то на сегодняшний день в системе методического обеспечения практической деятельности педагогов-психологов города определены направления, способствующие научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи педагогам и администрации во внедрении новшеств.
Организационное и научно-методическое обеспечение деятельности МО педагогов-психологов обеспечивают повышение, совершенствование уровня их профессиональной компетентности и мастерства.
Определяя формы и методы работы методического объединения психологов как всегда основной акцент был сделан на:
«Мастер-класс» по девиантными, трудным подросткам, склонных к суициду и правонарушениям;
«Школа становления молодого психолога» тематические консультации;
«Школа исследователя»;
Творческие группы и лаборатории;
«ЭксПо МК» — экстренная помощь молодому коллеге;
Теоретические и практические семинары на основе опыта работы;
семинары-тренинги с приглашением ведущих тренеров города, общественных объединений.
Анализируя мероприятия по направлениям и видам деятельности, используя вышеуказанные формы работы, можно отметить, что ежегодные городские МО насыщенны, интересны, эффективны и полезны.
Проведено:
14 (+ 6 в 2010/2011 г) семинаров направленных на приобретение теоретически - практических навыков (ОСШ № 1,13, 17, 25, 32, 34, 38, 45, 53, 60, 66, 68 );
9 (+ 6 в 2010/2011 г) мастер – классов (ОСШ № 9, 17, 25, 32,34, 38, 45,52, 53,54, 68, 77, 81, техлицей);
«Школа становления молодого психолога» - 8 (+ 6 в 2010/2011 г) тематических консультаций;
«ЭксПо МК» — экстренная помощь молодому коллеге – 49 (+ 26 в 2010/2011 г) индивидуальных консультаций;
пройдены курсы РИПК – 9 психологов, ОИПК – 40 психологов, Проблемные курсы ПК – 67 психологов.
1 -Интерактивный урок по профилактике суицида (ШГ № 45);
С 8.12-10.12.09 года прошел трехдневный Республиканский семинар-тренинг по компьютерной диагностической программе «Способ раннего выявления рисков формирования и развития зависимости от психоактивных веществ у учащихся среднеобразовательных школ. Семинар, проводился на уровне программы национальной безопасности Правительства РК, на базе ОСШ № 8. Материалы семинара представляли собой методическое пособие по организации специального занятия по тестированию уровней психологического здоровья – устойчивости к вовлечению в современные социальные эпидемии среди учащихся, с использованием специальных компьютерных программ, которые были розданы в последний день семинара пилотным школам, участвующих в программе.
Кроме того, в рамках МО обычно существует ресурсная база материалов, которыми психолог может воспользоваться.
О МО психологов
Положение о методическом объединении психологов
Положение ШПС
Что такое психологическая служба в школе и как она работает
_kz