В первый день семинара, который проводился на базе гимназии №9, директором Хван Н. И. была представлена презентация Модели интегративной системы, направленной на социализацию и развитие нравственно-духовных ценностей учащихся. О роли Института классных дам в решении проблем социализации личности рассказала заместитель директора по ВР Римшелите М. Е. Слушателям семинара был представлен проект «Реконструкция парка», подготовленный гимназистами старших классов. Психолог Гончарук Н. П. ознакомила слушателей с критериями мониторинга исследования нравственно-духовного развития гимназистов в условиях социализации. Практическая часть эксперимента была предствлена открытыми занятиями по познанию мира «Моя Родина» (4 кл.), литературе «Романтизм в творчестве М. Горького» (8 кл.), прикладной экономике «Я и правительство» (7 кл.) и др. Задачу социализации личности в большем объеме решает синхронно-модульная система воспитания и развития учащихся гимназии, реализуемая через Институт классных дам, созданный в 1990 году. Занятия классных дам в рамках модуля «Социальное самоопределение»: «Быть уверенным – это здорово!», «В поисках смысла жизни» и др. создали ситуацию успеха, взаимопонимания, заинтересованности в индивидуальной и коллективной работе, вовлекли учащихся в социально значимую учебную и творческую деятельность. В завершении обсуждений и обмена мнениями – музыкальная композиция «Наш общий дом» театра эстрады «Серпантин» гимназии №9 (руководитель Абель Н. В.), в которой дети раскрыли свои способности и таланты через выступления в вокальных и хореографических композициях, театрализованных минисценах. Рефлексия участников семинара показала высокий уровень результатов эксперимента по социализации личности, необходимость включения других школ в данный проект. Также были обозначены технологии, помогающие внедрять данный эксперимент в учебно-воспитательный процесс: информационно-коммуникационная, развитие жизненных навыков, развитие критического мышления через чтение и письмо, проектная деятельность, позиционное обучение.
Методологию и практику социализации личности, ее нравственно-духовное развитие в условиях ШДОР (Школа Дружественного Отношения к Ребенку) показала школа-гимназия №95 во второй день семинара. Перед слушателями были поставлены задачи: через стратегии RWCT, инновационные формы и методы обучения и воспитания учащихся познакомиться с управлением УВП, активными формами и методами социализации личности и ее духовно-нравственных ценностей; понять и осмыслить особенности образовательного процесса в апробации инновационных проектов; в результате аналитико-рефлексивной деятельности отследить качественные индикаторы в образовательном пространстве. Директор Шереметова В. Г. познакомила присутствующих с методологией и практикой социализации личности в процессе формирования 5 «САМО» учащихся школы ШДОР. Практический блок был представлен уроками («Добро и зло», 5 кл.; «Қазақтың дастарқаны», 6 кл.), родительским собранием «Конфликтология в семье», часом чтения «Завещанные ценности», часом социального развития бонны «Мое и твое мнение», методическим сервисом для педагогов «Организация социальной практики для старшеклассников» (заместитель директора по НМР Назарова В. В.) и др. Весь семинар проходил в логике проекта «Критическое мышление через чтение и письмо», поскольку гимназия №95 является уже несколько лет школой RWCT. Возглавляют эту работу тренеры международного класса по RWCT – Шереметова В. Г. , Назарова В. В., Полковая С. А. Заместитель директора по ВР Самченко Е. В. представила вниманию гостей «Творческий вернисаж», в котором идеи социализации учащихся, нашедшие свое теоретическое обоснование в аспектах блочно-модульной системы воспитания и развития учащихся, подтверждались реализацией творчества гимназистов через миниатюры театра-студии «Галерка» (режиссер Самченко Е. В.), выступления вокальной студии «Оле Лукойе» (руководитель Вострикова О. А.), лидеров Корпорации Деловых Людей (КДЛ), представителей Совета музея имени маршала Бирюзова и др.
Рефлексия семинара показала, что участники увидели пути реализации социализации личности, ее нравственно-духовное развитие через оптимизацию образовательного процесса с целью сохранения физического, психологического и духовно-нравственного здоровья обучающихся; необходимость усиления цикла дисциплин вариативной части учебного плана, способствующих формированию личности, способной к успешной социализации; формирования информационной грамотности учащихся как основы информационной культуры личности и др.
Бигельдинова Б. Н., заведующая ЦВРИ ИПК ПГС и РО, координирующая эксперимент по данному направлению, подчеркнула творческий подход участников эксперимента – гимназии №9 и школы гимназии №95 – индивидуальность каждой в разработке собственных Моделей, творчество педагогов. Итогом работы семинара стало обобщение опыта по социализации личности двух гимназий, выработка рекомендаций по созданию условий, способствующих формированию социальных навыков обучающихся.
Подготовили: Головина Н. В., зав. МК
Раманаускайте Э. А., методист