Cодержание и методика предмета «Самопознание» предполагают наличие в образовательных учреждениях специализированного учебного кабинета, который поможет педагогам создать эффективные условия для реализации целей и задач.
Усвоение школьниками тех или иных знаний учебной деятельности во многом зависит от потенциала образова¬тельного пространства. Современный учебный кабинет должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой дея¬тельности учащихся, развитию интереса к предмету.
Институтом гармоничного развития человека было составлено методическое пособие по оформлению и организации деятельности учебного кабинета
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ «САМОПОЗНАНИЕ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РК «Об образовании», «Санитарно-эпидемиологи¬ческими требованиями к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных организациях» (СанПиН №1.01.004.01), утвержденными Министром здравоохранения Республики Казахстан 25 июля 2003 года приказом № 570, согласованными с Министром образования и науки Респуб¬лики Казахстан 4 августа 2003 года, Государственным обще-обязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание».
1.2. Учебный кабинет «Самопознание» - это учебное по¬мещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная деятельность с учащимися в полном соответствии с действующим Государст¬венным общеобязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание», учебными планами и программами, а также методическая работа по пред¬мету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса;
1.3. Оборудование учебного кабинета должно соответ¬ствовать «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразо¬вательных организациях» (СанПиН №1.01.004.01), утвер¬жденными Министром здравоохранения Республики Казах¬стан 25 июля 2003 года приказом № 570, согласованными с Министром образования и науки Республики Казахстан 4 ав¬густа 2003 года и позволять вести эффективное и комфортное преподавание предмета «Самопознание» при всем разнообра¬зии методических приемов и педагогических задач учителя самопознания;
1.4. Исполнение обязанностей заведующего учебным кабинетом осуществляется на основании Приказа директора ОУ в соответствии с должностной инструкцией Заведующего учебным кабинетом «Самопознание».
2. Требования к учебному кабинету «Самопознание»
2.1. В учебном кабинете «Самопознание» должна нахо¬диться следующая законодательная и нормативная докумен¬тация:
•Закон РК «Об образовании»;
•Типовое положение об общеобразовательном учреж¬дении (при необходимости Типовое положение об учрежде¬нии соответствующего типа);
•Гигиенические требования к условиям обучения в об¬щеобразовательных учреждениях СанПиН №1.01.004.01;
•Государственный общеобязательный стандарт средне¬го образования Республики Казахстан по предмету «Самопо¬знание»;
•Программы, учебно-тематические планы по предмету «Самопознание»
•Паспорт кабинета, содержащий:
1. договор о полной материальной ответственности,
2. перечень мебели,
3. перечень ТСО,
4. перечень оборудования, приспособлений и инстру¬ментов,
5. перечень дидактического материала,
6. каталог художественной литературы по нравственно-духовному образованию для учащихся и учителей,
7. каталог методических пособий для учителя самопо¬знания,
8. каталог периодических изданий по нравственно-духовному образованию,
9. каталог учебных пособий,
10. акт-разрешение на проведение занятий,
11. инструкции по охране труда,
12. инструкции по технике безопасности,
13. Правила поведения для учащихся,
14. План работы учебного кабинета на учебный год и перспективу,
15. график работы кабинета (на четверть),
16. ведомость приемки кабинета.
2.2. Учебный кабинет «Самопознание» должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН №1.01.004.01; (к отделочным материалам; составу, размерам
и размещению мебели; воздушно-тепловому режиму; режиму
естественного и искусственного освещения), требованиям
пожарной безопасности, Стандарту и методики проведения
предмета «Самопознание»;
2.3. Учебный кабинет «Самопознание» должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения и аптеч¬кой для оказания доврачебной помощи;
2.4. Оформление учебного кабинета «Самопознание» должно быть осуществлено в едином стиле с учетом эстети¬ческих принципов и содержания предмета. Оформление учебного кабинета «Самопознание» должно содействовать гармоничному становлению личности;
3. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
3.1. Учебный кабинет «Самопознание» должен быть укомплектован учебным и техническим оборудованием, не¬обходимым для реализации Государственного общеобяза¬тельного стандарта среднего образования Республики Казах¬стан по предмету «Самопознание» и учебных программ по предмету «Самопознание»;
3.2. Учебный кабинет «Самопознание» должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, дидактическим и раздаточным материалом по предмету «Самопознание», согласно перечня, утвержденного Министерством образова¬ния и науки Республики Казахстан, необходимым для реали¬зации Государственного общеобязательного стандарта сред¬него образования Республики Казахстан по предмету «Само¬познание» и учебных программ по предмету «Самопозна¬ние»;
3.3. В учебном кабинете «Самопознание» в открытом доступе должны находиться материалы нравственно-духовного содержания;
3.4. Учебный кабинет «Самопознание» должен быть обеспечен комплектом типовых заданий и тестов для диагно¬стики выполнения требований базового уровня образова-тельного стандарта.
3.5. На стендах в учебном кабинете «Самопознание» должны быть размещены:
• материалы, рассказывающие об общественной дея¬тельности автора проекта нравственно-духовного об¬разования Назарбаевой С.А.;
• материалы, отражающие содержание предмета «Са¬мопознание»;
• творческие работы учащихся;
• фотографии детей, пейзажи родного края;
• афоризмы, цитаты по разделам учебно-тематического плана.
3.6. Учитывая содержание и специфику предмета «Самопознание» в учебном кабинете «Самопознание» необходи¬мо озеленение и предметы интерьера (ковер, мягкая мебель, светильники, мебель-трансформер и др.) для создания благоприятного психологического климата, повышающего работоспособность и эмоциональный настрой как детей, так и учителя.
В школе необходимо иметь 3 типа учебных кабинетов «Самопознание» (для учащихся предшколы и начальной школы, для учащихся 5-9-х классов и для учащихся 10-11-х классов). Согласно Стандарта и методики предмета «Самопо¬знание» класс учащихся делятся на подгруппы, поэтому учебный кабинет по самопознанию должен представлять со¬бой специальное помещение, достаточное для месторасполо¬жения нескольких зон, с площадью не менее 36 кв. метров на 10-15 человек. Учебный кабинет «Самопознание» должен быть разделен на 2-3 м функциональных зоны: для активной работы и для непринужденной беседы, а также выполнения проектных (письменных, графических) работ. Выбор поме¬щения, его рациональная планировка определяется санитар¬но-эпидемиологическими нормами (СанПиН №1.01.004.01) и возможностями ОУ.
Помещение учебного кабинета «Самопознание» должно быть оснащено техническими средствами обучения, доста¬точными для выполнения требований к уровню достижений учащихся. В учебном кабинете «Самопознание» должна быть функциональная мебель (с учетом возраста обучаемых и ме¬тодики предмета); определено рабочее место учителя, где можно было бы разместить методические материалы, осуще¬ствлять подготовку к занятиям; определено место для биб¬лиотечного фонда по нравственно-духовному образованию и место выставки творческих работ учащихся.