УРОК 12
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР PAINT (PAINTBRUSH)
12.1. Предварительные сведения
Графический редактор - специализированная программа, предназначенная для создания и редактирования графических изображений. Различают два типа графических редакторов: точечные (растровые) и векторные. В точечных графических редакторах изображение - это мозаика из точек, называемых пикселями, каждая из которых окрашена в свой цвет.
Paint (Paintbrush) - простой точечный графический редактор, входящий в стандартную поставку систем Windows95 (Windows 3.х). Paint по своим возможностям уступает профессиональным графическим редакторам, однако он позволяет создавать достаточно сложные, привлекательные, цветные и черно-белые рисунки, схемы и чертежи. Он прост в освоении, поддерживает наиболее распространенные графические форматы файлов, имеет стандартный для любого редактора набор инструментов для рисования и редактирования.
Для запуска редактора ( в Windows 3.х) выберите в группе "Реквизиты" значок "Paintbrush".
В системе Windows 95 редактор загружается командой Пуск=Программы=Стандартные=Раint. На экране появится окно программы, которое кроме привычных элементов (рабочей области, строки меню, строки заголовка) имеет ряд новых. Вдоль левой границы окна расположена панельинструментов, на которой Вы можете увидеть значки всех инструментов, которые имеются в Paint . Для выбора инструмента достаточно щелкнуть на соответствующем значке, после чего он выделяется цветом.
Вдоль нижней границы окна расположена палитрацветов. В Paint одновременно можно рисовать двумя цветами: цветом переднего плана (в дальнейшем для краткости будем называть его основным) и цветом фона (в дальнейшем будем называть его фоновым). В левой части палитры находятся два прямоугольника, один из которых наложен на другой. Цвета, которые имеют эти прямоугольники, как раз и отражают выбранные основной верхний (внутренний) прямоугольник и фоновый нижний (внешний) прямоугольник цвета. Цвета в любой момент могут быть изменены. Для этого нужно щелкнуть на новом цвете в палитре левой кнопкой для изменения основного цвета и правой кнопкой для изменения фонового цвета. Под панелью инструментов редактора Paint (Paintbrush) находится специальное окно толщинылиний. Выбранной толщиной линий будут рисоваться прямые линии, дуги, контуры овалов и прямоугольников. Кроме того, пропорционально выбранной толщине изменяются:
- ширина струи аэрозольного баллончика;
- размер ластика;
- размер кисти.
Рабочая область - участок экрана, на котором расположено графическое изображение. Если картинка имеет большие размеры, чем рабочая область, то по краям появляются линейки прокрутки, которые как Вы знаете, позволят просмотреть любую часть изображения. Если картинка меньших, чем рабочая область, размеров, то она отображается в верхнем левом углу в черной рамке.
Прежде чем Вы приступите к практическому освоению инструментов Paint (Paintbrush), запомните, что в редакторе имеется возможность отменить последнее выполненное действие. Применяется операция отмены достаточно часто, особенно на первых шагах. Для этого нужно выбрать в меню команду Правка (Редактирование)=Отменить {Сtr1+Z}.
Панель инструментов содержит инструменты, для которых имеются аналоги в наборе инструментов обычного художника. В первую очередь это инструмент Кисть, рисование которым очень похоже на рисование кистью или карандашом. После выбора инструмента стандартный указатель "мыши" превращается в кисть. Нажав левую кнопку и не отпуская ее. Вы можете водить указателем по экрану. Указатель оставляет след, цвет которого совпадает с установленным в данный момент основным цветом.
Следующий инструмент- Аэрозольныйбаллончик. После выбора инструмента указатель превращается в перекрестие. Если Вы нажмете левую кнопку и будете водить указателем по экрану, за ним будет оставаться след, аналогичный следу распыляемой краски. Цвет следа - выбранный основной цвет.
На панели имеются два типа ластика (для редактора Paintbrush, редактор Paint имеет один ластик), которые в отличие от обычных ластиков, стирают определенным цветом. Первый ластик служит для того, чтобы стирать все изображение фоновым цветом. Второй ластик служит для того, чтобы можно было перекрасить все фрагменты, нарисованные основным цветом, в фоновый цвет.
Выбрав ластик первого типа и установив нужный фоновый цвет, можно водить по экрану указателем, изменившим свой вид на квадрат, в результате чего изображение будет перекрашиваться в фоновый цвет. Двойной щелчок на этом инструменте позволит сразу перекрасить всю картинку в фоновый цвет.
Выбрав ластик второго типа и установив нужные основной и фоновый цвета, можно водить по экрану указателем в форме квадрата, в результате чего фрагменты, окрашенные в основной цвет, будут перекрашиваться в фоновый цвет. Двойной щелчок на этом инструменте позволит сразу заменить на рисунке один цвет на другой (все, что было закрашено основным цветом, станет закрашено фоновым).
С помощью инструментов редактора Paint (Paintbrush) Вы можете чертить прямые линии и дуги заданной толщины. Для того, чтобы начертить прямую линию основным цветом, нужно:
- установить толщину линии и выбрать инструмент Прямая линия;
- установить указатель в начальную точку, нажать левую кнопку;
- удерживая кнопку, переместить указатель в конечную точку;
- отпустить кнопку.
На экране появится прямая линия основного цвета заданной толщины.
Если Вы хотите чертить вертикальные или горизонтальные линии, то одновременно с левой кнопкой нажмите клавишу Shift.
Для того, чтобы нарисовать дугу нужной формы. Вам придется немного потренироваться. Перед тем, как рисовать дугу, установите нужную толщину линии, затем выберите инструмент Дуга. Далее Вы должны:
- провести прямую линию так, как это было описано выше (концы прямой линии должны совпадать с концами будущей дуги);
- установить указатель в определенное место прямой линии, нажать левую кнопку и, удерживая ее, перемещать указатель до тех пор, пока контур образованной при этом дуги не будет вас устраивать;
- отпустить кнопку.
На экране появится дуга основного цвета заданной толщины. Если дуга получилась слишком плавная, у Вас есть возможность повторить операцию и изменить получившийся в первый раз контур дуги.
В редакторе Paint (Paintbrush) имеются специальные инструменты для рисования прямоугольников, овалов и многоугольников. Контуры всех фигур рисуются основным цветом и линиями заданной в данный момент толщины. Все фигуры могут быть полые или залитые внутри цветом. Цвет заливки совпадает с фоновым цветом. На панели инструментов имеются следующие значки:
- рисование полого прямоугольника;
- рисование закрашенного прямоугольника;
- рисование полого прямоугольника с закругленными краями;
- рисование закрашенного прямоугольника с закругленными краями;
- рисование полого овала;
- рисование закрашенного овала;
- рисование полого многоугольника;
- рисование закрашенного многоугольника.
Все фигуры, кроме двух последних, рисуются по общей схеме. Например, для рисования полого прямоугольника нужно установить нужный основной цвет, толщину линии:
- выбрать инструмент Полый прямоугольник;
- установить указатель в точку привязки (обычно это левый верхний угол);
- нажать левую кнопку и, удерживая ее, раздвинуть контурную рамку будущего прямоугольника до нужной формы;
- отпустить кнопку.
Многоугольники рисуются по другой схеме. После выбора цветов, толщины линии инструмента нужно: - установить указатель в одну из вершин будущего многоугольника и провести первую сторону так, как это было описано ранее для прямой линии:
- перемещать указатель последовательно во все вершины будущего многоугольника и щелкать в каждой (после каждого щелчка данная вершина будет соединяться с предыдущей);
- в последней вершине щелкнуть дважды, после чего она соединится с первой вершиной.
Редактор Paint (Paintbrush) предоставляет пользователю возможность заливать замкнутые области основным цветом. Для этого нужно выбрать инструмент Валик. Указатель превратится в валик, подобный тем, которые используют в своей работе маляры. Заливка замкнутой области осуществляется просто: указатель перемещается в любую ее точку, затем выполняется щелчок. Указанная область перекрашивается в основной цвет. Выполняя заливку следите за тем, чтобы в границе замкнутой области не было разрывов. Даже разрыва в один пиксель достаточно, чтобы заливка распространилась за пределы области.
При создании красивых картинок, чертежей или схем важно, чтобы на них не было "мусора" - лишних точек. Достаточно одной точки, окрашенной в посторонний цвет, чтобы впечатление от изображения было испорчено. В обычном режиме рисования попасть указателем в определенную точку достаточно сложно. Для этого во многих редакторах используется специальный режим рисования, называемый режим Микроскопа. В таком режиме увеличиваются в несколько раз размеры каждой точки, зато пропорционально суживается обзор картинки. На экране помещается лишь небольшая часть картинки, зато в таком режиме попасть в нужную точку не представляет труда. Для того, чтобы установить в редакторе Paint (Paintbrush) режим Микроскоп, нужно выбрать в меню команду Просмотр=Приблизить{Сtгl+G}. После этого указатель примет форму прямоугольной рамки, которую можно перемещать по изображению. В этот контур помещается та часть картинки, которая будет далее выведена на экран в увеличенном виде. Выбрав нужную часть картинки и щелкнув. Вы увидите ее на экране, увеличенную в несколько раз (некоторые графические редакторы позволяют регулировать масштаб). В левом верхнем углу в натуральную величину отображается увеличенный фрагмент, на котором также можно следить за процессом рисования. В редакторе Paint (Paintbrush) в режиме Микроскоп доступны только два инструмента: Кисть и Валик.
Кисть работает так, как было описано выше. При этом, рисовать можно двумя цветами: основным - левой кнопкой и фоновым -правой кнопкой. Валик работает тоже по описанной выше схеме. Отличие заключается в том, что заливка распространяется только на видимую часть замкнутой области. Остальные инструменты в режиме Микроскоп недоступны. При помощи линеек прокрутки, которые появляются вдоль правой и нижней границы увеличенной области, можно просмотреть в увеличенном виде любую часть картинки. Для того, чтобы вернуться в обычный режим, нужно выбрать команду Просмотр=Отодвинуть {Сtrl+J}.
Буквы и цифры, а также специальные символы при желании могут 1 быть нарисованы в Paint (Paintbrush) от руки, при помощи кисти и заливки. Занятие это трудоемкое, поэтому в редакторе имеется специальная возможность вставлять в изображение текстовые фрагменты. Для этого выбирается инструмент Текст.
Указатель по форме становится похож на курсор ввода, с которым Вы уже встречались в простейших текстовых редакторах. Для того, чтобы начать ввод текста, нужно установить указатель в нужное место на картинке и щелкнуть. На экране появится мигающий курсор ввода, означающий, что можно начинать ввод текстового фрагмента. Вводится текст основным цветом. При помощи клавиши Backspace можно удалять j введенные символы и затем вводить новые. Для перехода на новую строку нужно нажать клавишу Enter. Прекращается ввод текстовой информации после того, как Вы щелкните в любом месте картинки.
Возможно, Вас не устраивает шрифт, которым выводится на картинку Ваш текст, его размеры или стиль. Все это можно корректировать с помощью команд меню Текст, не прекращая режима ввода (то есть, до щелчка). Выбирая соответствующие команды меню Текст можно сделать шрифт наклонным, полужирным, подчеркнутым, контурным или оттененным. Выбрав команду Текст=Шрифты..., в диалоговом окне Вы сможете выбрать любой из установленных в системе Windows шрифтов, задать его размеры и стиль. Изменения, произведенные Вами при помощи команд меню Текст, сразу же отображаются на экране. Не прекращая процесс ввода.
Помните! Все изменения в тексте можно проводить пока Вы находитесь в режиме ввода. Как только Вы щелкните "мышью" в любом месте рабочего поля, то текст станет рисованным объектом.
Достаточно часто приходится рисовать картинки, на которых некоторые детали изображения встречаются в разных местах. В редакторе Paint имеются инструменты, которые позволяют выделить фрагмент изображения. Выделенный фрагмент затем может быть перенесен или скопирован на новое место, помещен в буфер обмена и впоследствии вставлен в другую картинку. Для выделения фрагментов на панели инструментов имеются Прямоугольные и Фигурные ножницы. Выделение фрагмента при помощи Прямоугольныхножниц напоминает рисование прямоугольника. Выделение фрагмента при помощи Фигурныхножниц напоминает рисование Кистью (выделяемую область нужно обвести произвольной кривой линией). Выделенный фрагмент ограничен на экране пунктирной линией. Выделенный фрагмент можно перенести на новое место, для чего: подведите указатель в любую точку выделенного фрагмента и нажмите кнопку, удерживая кнопку, переместите фрагмент на новое место и отпустите кнопку.
Место, где был выделенный фрагмент первоначально, окрашено в фоновый цвет. Фрагмент может быть скопирован на новое место (напомним, что при этом фрагмент останется и на старом месте). Операция копирования выполняется точно также, как и перемещение, только одновременно с кнопкой "мыши", как и в остальных приложениях Windows, нажимается и отпускается клавиша Ctrl.
При перемещении фрагмента по экрану он может оставлять за собой след, если одновременно с кнопкой мыши будет нажата клавиша Shift. Выделенный фрагмент может быть скопирован или вырезан в буфер обмена при помощи соответствующих команд меню Редактирование. После этого в том же меню становится доступной команда Вставить. После выбора этой команды помещенный в буфер фрагмент появится в левом верхнем углу текущей картинки. С ним, как с любым выделенным фрагментом, можно выполнять все описанные выше действия. После копирования фрагмента на новое место, выделение его не снимается. Это позволяет сделать любое количество копий выделенного фрагмента на картинке (размножить его).
Выделенный фрагмент может быть на месте подвергнут следующим преобразованиям: поворот по горизонтали (команда Преобразования=Повернуть по Горизонтали); поворот по вертикали (команда Преобразования=Повернуть по Вертикали), замена всех цветов на инверсные цвета (команда Преобразования=Инвертировать). Для выделенного фрагмента можно получить масштабированную копию (команда Преобразования=Сжать+Растянуть), или копию с масоном (команда Преобразования=Наклонить).
При первой загрузке редактора Paintbrush по умолчанию устанавливаются параметры картинки: размеры (высота и ширина); используемые цвета (черно-белая или цветная палитры). Перед созданием новой картинки Вы можете изменить эти параметры. Для этого выполните команду Параметры=Атрибуты Образа..., и затем в диалоговом окне установите нужные атрибуты. В том же окне можно установить единицы измерения (чаще всего используются пиксели). После изменения атрибутов на экране появится, чистая картинка с новыми размерами. Если для картинки была установлена черно-белая палитра, то в палитре цветов будут отражены оттенки черного, серого и белого цветов.
Чтение и запись графических изображений осуществляется уже знакомым для Вас способом. Для того, чтобы загрузить в рабочую область картинку, находящуюся на диске. Вы должны выбрать команду Файл=Открыть...
В стандартном диалоговом окне задается расширение файла, выбирается каталог и в нем нужный файл.
Редактор Paint (Paintbrush) работает с несколькими графическими форматами, основным из которых считается формат ВМР. Для того, чтобы записать созданную картинку на диск под новым именем. Вы должны выбрать команду Сохранить как.... В стандартном диалоговом окне задается формат сохраняемого файла, имя файла и выбирается каталог для записи. Следует отметить, что существует несколько разновидностей файлов формата ВМР, которые различаются количеством сохраняемых цветов: монохромный, 16-цветный, 256-цветный, 24-битовый растровый формат. Если картинка уже имеется на диске, то ее можно в любой момент редактирования перезаписать под тем же самым именем. Для этого используется команда Файл=Сохранить {Сtrl+C}. Эту команда рекомендуется периодически использовать для сохранения последних сделанных изменений и дополнений в рисунке.
Печать графических изображений в редакторе Paint во многом аналогична печати текстовых документов в редакторе WordPad (Write). Точно так же Вы можете выбрать принтер для печати, установить параметры страниц, ориентацию и размеры бумаги, настроить качество печати. Для этого выбирается команда Файл=Выбрать Принтер.
Непосредственно для печати находящейся в рабочей области картинки нужно выбрать команду Файл=Печать. В диалоговом окне можно задать качество печати графического изображения (Черновик выбирается для менее качественной, но быстрой печати. Чистовик - для более качественной, медленной печати). Выбрав в группе Окно переключатель Частично, Вы сможете распечатать не всю картинку, а лишь выделенный фрагмент. Действие флажка проверки Использовать Разрешение Принтера зависит от конкретной модели принтера. Остальные параметры в описании не нуждаются. Добавим только, что изменять масштаб нужно очень осторожно, так как это почти всегда приводит к ухудшению качества напечатанного изображения.
12.13. Работа с несколькими приложениями
12.13.1. Обмен информацией
Одним из основных достоинств системы Windows принято считать стройную систему межпрограммного обмена информацией. Причем речь идет не только об обмене между приложениями, работающими с информацией одного вида, таком, например, как вставка текста из одного редактора в другой, или картинки, созданной в одном графическом редакторе, в другой графический редактор. Можно осуществлять и обмен информацией между принципиально разными приложениями: графическим и текстовымредактором, текстовымредактором и базой данных, графическимредакторами, Картотекой и т.д.
В Windows существуют две технологии обмена:
- при помощи буфера обмена;
- непосредственная вставка объекта (файла) в документ. Рассмотрим несколько примеров использования обмена информацией между приложениями.
12.13.2. Paint и WordPad(Write)
Между текстовым и графическим редактором можно осуществить двойной обмен информацией. Во-первых, текст, набранный в текстовом редакторе, через буфер обмена может быть вставлен в редактируемую картинку. Для этого нужно выполнить следующую последовательность действий:
- запустить редактор WordPad(Write) (это может быть любой другой редактор, например, Блокнот) и набрать в нем текст;
- выделить фрагмент текста и скопировать его в буфер обмена (например, комбинацией клавиш Ctrl+Insert);
- запустить редактор Paint и загрузить картинку;
- выбрать инструмент Текст, установить указатель в нужное место;
- вставить из буфера текстовый фрагмент (например, комбинацией клавиш Shift+Insert);
- подобрать подходящий шрифт, его цвет, размеры и стиль;
- выйти из режима вставки текста (щелчок в любом месте картинки). Во-вторых, фрагмент картинки может быть вставлен в текстовый документ. Для этого нужно выполнить следующую последовательность действий:
- в редакторе Paint загрузить картинку, выделить фрагмент и скопировать его в буфер (Ctrl+Insert);
- перейти в редактор WordPad(Write) и загрузить документ;
- установить курсор ввода в нужную позицию и вставить фрагмент картинки из буфера (Shift+Insert).
12.13.3. Калькулятор и Блокнот
В качестве еще одного примера межпрограммного обмена рассмотрим одновременную работу в Блокноте и Калькуляторе. Предположим, что имеется текстовый файл, в котором записаны несколько примеров для вычислений. Задача - выполнить вычисления и в строках текстового файла записать ответы. Последовательность действий может быть такова:
- запускается программа Блокнот и загружается текстовый файл;
- строка с примером выделяется и копируется в буфер обмена;
- запускается программа Калькулятор, и из буфера обмена вставляется пример;
- на индикаторе появится сразу результат вычислений, который командой Редактирование=Копировать {Сtrl+С} помещается в буфер обмена;
- после перехода в Блокнот курсор устанавливается в соответствующую позицию и результат из буфера обмена помещается в запись примера.
Задание
№ Задания |
Задание |
1 |
1. Используя Кисть и Аэрозольный баллончик, нарисуйте произвольную картинку. |
2 |
На новой картинке с помощью инструментов Прямая линия и Дуга нарисуйте произвольную картинку. Различные линии и дуги рисуйте разной толщиной. |
3 |
1. С помощью инструментов Прямоугольники и Овалы нарисуйте произвольную картинку. Меняйте толщину контуров и заливку внутренних областей. |
4 |
Используя инструменты Прямая Линия, Дуга, Полые прямоугольники и Полый овал нарисуйте произвольную картинку. Используя инструмент Валик закрасьте получившиеся замкнутые области в разные цвета. |
5 |
На новой картинке при помощи инструмента Кисть нарисуйте от руки квадрат. В режиме Микроскоп дорисуйте квадрат, устранив дефекты. |
6 |
На новой картинке введите несколько раз надпись "Поздравляю!", используя разные цвета, шрифты, размеры и стили. |
7 |
1. На новой картинке в левом верхнем углу нарисуйте небольшой рисунок. Выделите рисунок и перенесите его в левый нижний угол. Сделайте 3 копии рисунка в разных частях картинки. |
8 |
Создайте новую картинку со следующими параметрами: |
9 |
Загрузите в редактор графический файл. Используя все возможности, отредактируйте его и сохраните ее под новым именем. |
10 |
Выделите фрагмент содержащий часть изображения домика и распечатайте его. |
11 |
1. Вставьте текст, набранный в файле 01.WRI, в картинку 01.ВМР. |
12 |
Загрузите в Блокнот файл-01.ТХТ, при помощи Калькулятора выполните вычисления, запишите результаты и документ сохраните под именем 02.ТХТ. |